Новый отличный фильм от Студии A24, («Ведьма», «Солнцестояние», «Маяк», «Экстаз», «Реинкарнация», «Монстры существуют»). Один из лучших хорроров с ностальгией по независимому кино времен первой «техасской бензопилы». Работа, которая сразу выводит режиссера Тая Уэста в список лучших современных авторов.
В 1979 году в Техасе (лучше место не сыскать!) шесть человек арендуют домик у пожилой пары фермеров, чтобы снимать фильм для взрослых «Дочери фермера». Суровый хозяин предупреждает, чтобы надо вести себя спокойно. Но вряд ли такое возможно, учитывая цель поездки съемочной группы. Да и сами старики способны на неожиданные выходки.
96% на Rotten Tomatoes и почти семерка от зрителей (7 для ужастика – это как 8 для обычного кино). Это по заслугам, так как фильм волшебный. Великолепная киноманская ностальгическая работа, отдающая дань уважения горячим инди-фильмам 70-х, и не только в жанре хоррора, как понятно из названия.
Сильная команда
С актерами полный порядок. Особенно с актрисами. Звукарку Лоррейн играет Дженна Ортега («Астрал-2», «Няня. Королева проклятых», новый «Крик», «Студия 666»). Бриттани Сноу в хоррорах раньше не играла, но зато хорошо поет под гитару песню Fleetwood Mac, например. И не только.
А главную героиню Максин играет Миа Гот из «Нимфоманки», успевшая поработать и в хоррорах («Суспирия», «Обитель теней», «Лекарство от здоровья»). Кстати, она же, только жестко загримированная исполняет роль антагонистки – старушки Перл. Которая всю дорогу твердит Максин, что узнает в ней себя. Такой вот кинокаламбур.
Режиссер Тай Уэст давно целенаправленно занимается жанром. Кстати, в 2008 году он снимал на 16-мм эстетский и оцененный в узких кругах хоррор «Дом дьявола», чтобы выглядело как в старом инди-хорроре.
Теперь он использовал возможность прикоснуться к скрепам в полной мере. «X» можно смело включать в список лучших ретрохорроров. Тут еще и доля метамодерна, выраженного в особой смеси иронии и любви к жанрам, моде, временам и людям. На экране адская бездуховность, но всё так мило, что хочется провести в такой деревне ближайшее лето. И это именно метамодерн, постмодерн был в известных работах Роба Зомби на близкую тему. Отличие, думаю, очевидно.
Кровь и плоть семидесятых
Название отсылает к понятию «X-фактор» (артистический и не только талант героини Мии Гот, который автоматически дает ей еще и статус Final Girl, это понятие как раз и появилось в 70-х, благодаря фильму Тоуба Хупера), а также к цензам «X», означавшим «дети до 17» и относившимся к кино «для взрослых» и к суровым триллерам и хоррорам.
С конца 60-х идет мода на фильмы хардкор-кино, которое нередко выходят на мейнстрим-уровень. Ребята едут в глубинку, вдохновленные недавним успехом картины «Дэби покоряет Даллас», одного из самых кассовых хардовых фильмов. Но получится смесь жанров.
«Судя по тому, что здесь произошло, на пленке крутой хоррор», – шутит полицейский, разглядывая найденную на ферме кинокамеру. Снимали безобидных «Дочерей фермера», но вышло «по-техасски», два в одном. Фильм Уэста очень хорош объединением крови и плоти, скажем так, низкобюджетного независимого кино 70-х.
Сразу понятно, что фильм киноманский. Ребята же приехали на съемки. Этой красоты три на четыре со скругленными углами немало. Силен дух инди-фильмов, сделанных дерзкими и в чем-то талантливыми авантюристами. Ну, и авторских фильмов для взрослых 70-х, конечно.
Все по классике. Минивен. Посещение захудалой АЗС с магазинчиком. Девушки в миниюбках. Ракурсная и слегка «озабоченная» съемка, отсылающая к первому фильму про техасскую бензопилу на обязательной в таком кино бензоколонке с маленьким магазинчиком.
Да еще и рассуждения оператора о том, что вот так «авангардно» и надо снимать, пытаться скрыть дырки в бюджете. И далее фильм украшен эксплотейшн-съемкой съемкой героинь, как в «Бензопиле».
Режиссер добавляет, что нужно в низшем жанре сделать что-то поумнее, чтобы всем разом пробиться в мейнстрим. В общем, рецепт Texas Chainsaw Massacre. Очевидно, что семейство Лезерфейса живет где-то рядышком. А еще тут есть шикарное болотного цвета озеро, сгодилось бы для Джейсона, да только в нем уже живет огромный крокодил.
Будет трилогия?
Проповедник по черно-белому ТВ не может замолчать весь фильм, и порой его комментарии оказываются в тему. Плюс ко всему с этим дядька из телевизора устраивает отличный сюжетный поворот, который вытягивает и без того сочную концовку на уровень культового хоррора.
И в этот момент мы понимаем, что Тай Уэст пока что показал нам лишь кусочек безумного мира, картина которого уже есть у него в голове.
Тай Уэст уже снял приквел «Pearl» с Мией Гот в главной роли, которая играет старушку-антагонистку в молодости. Также можно ждать хоть продолжение, хоть приквел про «последнюю девушку» Максин, ведь прошлое у нее, как мы поймем, связано с какой-то жестью.
Может быть, в приквеле также усилят влияние некоторых других поджанров хоррора. Например, джалло, которому в «X» местами передают привет.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!