Удивляет, когда защитники токсичных агиток вроде «Борат-2» делают «рука-лицо» и говорят: «это же юмор»; «это же сатира»; «на самом деле это высмеивание распространенных в США стереотипов». И так далее. Нет, ребята. Все эти тезисы – мимо, попытка оправдать таким образом творчество Саши Барона Коэна настолько наивна, что уже не смешна.
На самом деле «Борат-2» – еще более ксенофобский продукт, чем первый фильм. Сверхзадача тут такая: «США, даже при всех недостатках, которые – сущие пустяки в сравнениями с ужасами постсоветских стран, остается великой нацией, которая из самого опустившегося животного может сделать человека». Это абсолютно проамериканское кино, даже со всеми его милыми и пушистыми шаржами на Трампа и лагерь республиканцев, и абсолютно презрительное к странам, которые в США с какого-то перепугу занесли в список «несвободных».
Борат сидит в «ГУЛАГе», но в США к власти приходит Трамп, и казахский лидер хочет подружиться. На переговоры отправляют Бората, который должен подарить вице-премьеру Майклу Пенсу обезьяну Джонни (которую тут американцы называют министром культуры Казахстана, что уже обидно). Поскольку Джонни умирает в пути, а в США за Боратом увязалась его 15-летняя дочь, решено, что подарком для Пенса станет она.
Далее – череда сценок, в ходе которых Саша Барон Коэн переодевается в типичных американцев и болтает с якобы ничего не подозревающими людьми, которые становятся героями фильма. Ничего нового, и не всегда интересна реакция маргиналов на шутки под камеру. Часто эти люди просто осторожно и невыразительно молчат. Ну, такой у Коэна жанр, не в этом суть. Главное, повторю, токсичность заложенных в «Бората-2» агитации и пропаганды, а не старенькая стилистика постановки.
Указанную страну, население которой внесло немалый вклад в разгром европейского фашизма в ходе Великой Отечественной войны, автор фильма лживо обвиняет в участии в Холокосте и радикальном национализме. Это не юмор и не сатира. Принцип действия юмора или сатиры в том, что они хоть и гиперболизируют, но все-таки базируются на неких реальных фактах, а не на очевидной, мягко говоря, дезинформации.
В каждой шутке доля правды. Иначе это не шутка. «Борат-2» – просто пасквиль. За такое можно подавать заявления в суд и другие инстанции. Одних извинений от Саши Барона Коэна здесь будет недостаточно, если он за 15 лет с первой картины так ничего и не понял и сделал еще хуже.
Что касается жирной темы дремучей необразованности Бората и его дочери, юмор также неуместен. Казахстан с уровнем грамотности взрослого населения 99,8% опережает по этому показателю США, где грамотность 97%, а по переписи 2003 года, если верить Википедии, только 84,6 % людей 25 лет и старше имели среднее образование.
Еще одна из главных пропагандистских линий касается якобы дичайшей нищеты жителей постсоветского государства. Да, Казахстан не супер-богатый, но и далеко не бедный. Его показатель ВВП по ППС на душу населения выше чем украинский, например, более чем в два раза. Казахстан здесь опережает Болгарию и Черногорию, лишь чуть-чуть отстает от Турции и Греции. Не так уж плохо. Коэн снова сел в лужу.
А теперь разберемся с темой про стереотипы. Коэн может сколько угодно рассказывать что вся эта история на самом деле – постмодернистская модель-иллюстрация того, как сами американцы видят другие страны. Эти отмазки не принимаются, они за рамками кино, только в лукавых интервью, и не считываются при просмотре. Тем более – американцами, чья власть официально называет Казахстан «несвободным».
Оправдания Коэна – в пользу совсем наивных. Да автор и сам оправдания опровергает. Не зря в начале «Борат-2» изображены обиженные казахи, засунувшие головы в песок, как страусы. Если автор фразу «прятать голову в песок» к казахам, значит, он все-таки занимался направленной именно на них сатирой. Шах и мат, коэнопоклонники.
Тут без вариантов, не надо лукавить. Фильм такой, каким выглядит, а выглядит он как намеренная, циничная и лживая политпропаганда.
Фильм Mortal. Бог Тор поднял свой молот против НАТО
Агент «Оранж»: Как поп-культура присвоила символ войны во Вьетнаме