На «Оскар» в 2021 году претендует немало левацких фильмов. Один из них – «Девушка, подающая надежды», выдвинутая на пять номинаций, включая «лучший фильм». В общем это не худший, но и не лучший фильм с активной эксплуатацией левой идеологии и нового западного морализма. Такое уже было и будет. Особенность этой работы в выходе «толерантных» на территорию жанра, где их раньше не приветствовали.
Фильм сняла по своему сценарию дебютант Эмиральд Феннел. В главной роли Кэри Маллиган, номинант «Оскара» за «Воспитание чувств» (2010). Произведение это феминистское и очень напористое. Несмотря на обманчивую яркую картинку и пригламуренность, не каждый зритель сможет справиться с желанием выключить это кино. Наверняка многие заставят себя досмотреть только в контексте внимания к «Оскару».
Что значит название фильма
В названии, как минимум, три значения. В юности Кассандра была многообещающей студенткой медфакультета. Теперь она работает в захудалой кофейне и раз в неделю изображает нетрезвость в пабах и клубах, подавая надежды тем, кто ищет легкую добычу.
Когда доходит до реальной попытки «воспользоваться», эта воительница социальной справедливости резко трезвеет... а потом заносит очередной объект мести в специальный блокнотик. Это возмездие несознательным лицам, которые творят, что хотят, и ничего не докажешь. Кассандра тут говорящее имя. А мстит, являя чудеса прозорливости, за подругу юности, у которой после эпизода на вечеринке с парнями житуха не задалась.
Третий смысл названия фильма – про девушку-сценаристку Феннел и ее кино, которое обещает феминистский, но следующий жанровым канонам триллер о мести, но оказывается постмодернистским авторским продуктом, который скорее для Венеции, чем для номинации на «Оскар».
Циничное обращение с циничным жанром
Упертость Кассандры такова, что трудно не вспомнить фильм «Жизнь Дэвида Гейла», очевидны отсылки к «Леденцу» (2005), где героиня тогда еще женщины Эллен Пейдж наказывает любителя интернет-знакомств (в ключевой момент Кассандра даже назовет себя Кэнди).
И, конечно, фильм переосмысляет традиции поджанра rарe/revenge, корни которого уходят еще к бергмановскому «Девичьему источнику» (1960), на основе которого Уэс Крейвен снял гораздо более жесткий «Последний дом слева» (1972), «Дню женщины» (1978) и другим менее известным постановкам. Тут даже что-то типа источника покажут.
Фильмам из «крейвенской» категории, да и ремейкам, свойственен «эксплуатационный» подход, как в отношении женщин, так и в части слэшер-кульминации. На постмодернистский взгляд, фильм Феннел интересен ироничной игрой на грани с жестяком, к которому привык, которого ждет зритель, готовый к развлечению в бэшном формате.
Автор с ходу намекает, что будет не так, в первом кадре показывая крупным планом танцующих мужчин в клубе. Далее мы не увидим почти ничего, что обычно бывает: ни сильно откровенных сцен, ни крутых расправ, хотя режиссер держит интригу, заставляя думать, что это будет.
Главная героиня большую часть действия выглядит клинически мрачновато, даже когда в ее жизни карамельно-мармеладные полосы. Отрицательные персонажи – не какие-то дикие маргиналы, а вполне харизматичные и преуспевающие молодые люди. И даже кульминация благодаря ошарашивающему твисту выбивается из правил «жанра».
Что же со всем этим делать?
Оседлав постмодерн-иронию, автор тут же пытается разговаривать языком серьезного социальной драмы о состоянии общества, в котором мужчиной быть проще и безопаснее, а женщину даже толком не слушают. Попытка, конечно, зачетная. Но, знаете что, товарищ женщина?
Если хотите быть услышанной, а не пребывать вечно в статусе мифической Касандры, не стоит начинать кино с хабальства, сарказма и издевок над зрителем, да еще и с неловкой имитацией пацанскости, которая вам не идет. Да и продолжать так не стоит.
Стоит прислушаться к одной из ваших героинь, говорящей, что в серьезных вопросах людям нравятся «хорошие девушки». Может, это и претит вашим левым идеалам, но это факт: если хочешь донести добро, будь добрее. Если нет, и суда нет.
Если же вы все-таки выбрали такую манеру подачи, решили сделать сердитый фильм с упором на традиции b-movie одного из самых низких и мужланских поджанров триллера, то надо понимать, что попытки выкрутить из этого мудрый драматизм приведут к тому, что ваше высказывание будет заляпано чем-то неприятным, и не все ему поверят. Но как эксперимент в авторском кино годится. Для фестивалей Европы.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!
«Обычная женщина 2» обманула политические ожидания
«Поворот не туда». Новая франшиза веселится на тему «толерантности»
«Колумнистка» – европейский фильм, высмеивающий «толерантность»