Очень важно ответить на эти вопросы, прежде чем думать, как привлечь деньги в бизнес. Не ответив себе на них, люди совершают большую ошибку.
1. Вам вообще сейчас нужно привлекать деньги?
Нужно ли это вам? Потому что не все новые идеи непременно глобального характера. Зачастую новую идею можно реализовать без привлечения дополнительных финансов.
2. Если у вас не получится привлечь деньги, как вы сможете реализовать эту бизнес-идею?
Многие уверены: если у меня не будет денег, идея не сработает. Без денег ничего не выгорит. Так вот, подумайте - как вы сможете её реализовать, если вы не найдёте инвестора? Кстати, если вы сможете ответить на этот вопрос, инвесторы проявят больший интерес к вашему бизнесу. Ведь вы можете, несмотря ни на что, заставить его функционировать.
3. Как вы будете использовать финансы?
Часто бывает, что инвестор находится очень быстро. Однако во многих случаях инноватор, который ищет деньги, думает лишь о своей идее. Поэтому, в поисках инвестора, не забывайте задавать себе вопрос: "Будь я на месте инвестора, дал бы я сам себе необходимую сумму, при условии, что у меня была бы вся необходимая информация? И неужели, я бы не захотел знать, как будут распоряжаться моими деньгами?" Можете ли вы ответить себе на этот вопрос? Многие не могут. Поэтому, вы должны быть способны сказать: "Если вы дадите мне 700 тысяч долларов, деньгами мы распорядимся так-то и так-то". "Если вы дадите мне 50 тысяч долларов, деньгами мы распорядимся так-то". "Если вы дадите нам 25 тысяч долларов, я сделаю рабочий прототип, чтобы продемонстрировать наш продукт. 18 тысяч стоит изготовление прототипа, а шесть тысяч - разработка дизайна». Если вы придете с таким предложением к инвесторам, скорее всего, они воспримут вас всерьез.
4. Кто для меня идеальный инвестор?
Представьте, что у вас есть идеальный инвестор. Что это был бы за человек? Это человек, который непосредственно владеет деньгами или же его партнер? Или это человек, выступающий в роли связующего звена? Который знает человека, который вам нужен. Или же он - часть некоего сообщества? Например, Кремниевой долины. Предположим, он работал во многих компаниях и знает людей из Гугла, на которых вы хотите выйти. Кем для вас является идеальный инвестор?
5. Вы готовы идти на компромиссы и условия ваших инвесторов или же вы хотите лично контролировать каждый процесс?
Ведь, когда вы пытаетесь привлечь деньги, к вам будут предъявлять некие требования. Никто не скажет: "Вы впустую потратили наши деньги? Не переживайте, всё окей! Вы такой классный, такой замечательный!" Нет, вы будете иметь дело с акулами. Им нет дела до ваших чувств, до вашей семьи. Они не будут нянчиться с вами: "Ну, как у тебя дела, малыш?" Их волнует лишь одно: "Я даю тебе миллион и ожидаю получить 10 миллионов через 5-7 лет. Как нам этого добиться?" Если же вас не устраивает такой подход, если вы хотите контролировать свой каждый шаг, то, может, вам вообще не стоит искать инвесторов?
6. Вы можете быть подотчетным?
Предприниматели очень не любят, когда им говорят, что нужно делать. Но именно так оно и будет. Это не обязательно будут приказы. Но от вас будут ожидать, что вы будете прислушиваться, будете следовать советам. Ведь нет ничего хуже, чем плохие отношения между инвестором и предпринимателем и его командой. Поймите, если отношения не складываются, то инвестор может легко превратить вашу жизнь в настоящий ад.
7. Вы как следуете изучили ту область, для которой вам нужны финансы?
Если вы приедете к инвестору и просто скажете «У меня есть классная идея! Это инновация!» И не покажете свое исследование, скорее всего он вам не поверит. А когда окажется, что у вас есть конкуренты, о которых вы даже не знали, вы навсегда потеряете доверие этого инвестора.
Проведете исследование и скажите ему... Допустим: есть семь конкурентов. Этот, этот, этот и этот.
Вот в таком случае он уже будет относиться к вам серьезно. "Вот, что я также узнал, вот, какая статистика". В таких случаях инвестор будет слушать вас очень внимательно. Поэтому, прежде, чем общаться с инвесторами, убедитесь, что провели анализ рынка.
8. Насколько уникальна и особенна ваша идея? В чем ваше главное отличие?
Разумеется, не всё в вашей идее непременно должно быть уникальным. Ведь, по большему счету, сильно ли Фейсбук изначально отличался от МySpace? Более того, на MySpace можно было слушать музыку, в отличие от Фейсбука.
- Так в чем же главное отличие Фейсбук от MySpace?
- Это социальная сеть.
- Как MySpace?
- Нет, не совсем. В ней можно поддерживать связь со знакомыми.
- Как в MySpace?
В общем, ваша идея не должна быть на 100% уникальной, но какое-то решающее отличие в ней быть должно.
Представим, что я придумал ЛинкедИн.
- Что это за ЛинкедИн? Как Фейсбук?
- Нет, это сеть исключительно для профессионалов и бизнеса. У нас будет ежемесячный членский взнос.
- А, теперь понимаю, что вы хотите сделать.
В общем, должно быть некое отличие, иное позиционирование.
9. Как следует ли вы всё просчитали?
Часто именно ошибки в расчетах являются камнем преткновения. Надо всё как следует рассчитать. А тут всё просто: если компания стоит 4 доллара, я вкладываю в неё один доллар. Теперь она стоит пять долларов. И я владею одной пятой компании - двадцатью процентами. Логично? Проценты высчитываются не из изначальной стоимости, а из той, которая будет, когда я инвестирую в компанию. Поэтому, разберитесь в расчетах, прежде, чем общаться со мной. Потому что, стоит вам облажаться в этом, инвесторы скажут: "Этот парень не понимает простейших вещей. Как он вообще сможет управлять нашими деньгами? Ведь, если он потеряет наши деньги, он потеряет и бизнес. И мы не получим прибыли". Делайте расчеты.
10. "Вы создаете, чтобы продать?" В основном это относится к венчурным инвесторам, а не к ангелам, но не в ста процентах случаев.
Другими словами, как скоро вы планируете продать компанию? Вы развиваете её, с целью дальнейшей продажи? И в этом нет ничего зазорного - многие так поступают. Но мне, как инвестору, нужно знать, когда вы собираетесь уходить. Вы планируете продать её через 5-7 лет? Пять-семь лет - это промежуток, который любят очень многие инвесторы. Помните, чем быстрее они вернут свои деньги, и чем выше будет прибыль, тем лучше для них. Поэтому, если я даю вам миллион и через 5 лет вы отдадите мне 7 миллионов... То для меня это идеальная комбинация. Но, если я даю вам миллион, а через 10 лет получаю лишь 3 миллиона... Меня это не обрадует, потому что я мог бы вложить свои деньги во что-то более прибыльное. Здесь всё завязано на чистой арифметике. Поэтому, дайте мне знать - вы планируете продать компанию или нет? Поэтому, прежде, чем общаться с инвестором, узнайте, что он предпочитает - вкладывать в компании, которые создаются для последующей продажи или нет.