Всем привет, меня зовут Марина. Три года назад я болтала с коллегами в офисной курилке, когда пришло от подруги вот такое: «Слушай, есть одни ребята, я им посты пишу в соцсети. Сейчас времени нет на них, хочешь взять? Платят вовремя, работы не очень много».
Я согласилась. Оказалось, что такая подработка приносит неплохие деньги. Подумала: а если найти ещё два-три проекта, и не только соцсети? А как найти? Посмотрела биржи и вакансии, поняла, что там нет вариантов для меня. Тогда сделала ставку на «сарафанное радио» и soft skills. Ставка оправдалась.
Сейчас офисная жизнь — в далёком прошлом. Я самозанятая, плачу налоги в два клика и сама определяю цену услуг. Проблем с поиском проектов нет, даже сейчас, в кризис. Кому-то ведь всегда нужны тексты зачем-нибудь. Важно, чтобы этот кто-то имел на меня выход или прямую рекомендацию от коллег.
В этой статье хочу помочь начинающим фрилансерам конкретными советами: как выстроить работу с заказчиками в 2022 году, чтобы вас потом рекомендовали «из рук в руки». Эти мысли подкреплены только моим опытом. Поехали:
- Отношение к дедлайнам. Просто представьте, что это не «их» дедлайн, а ваш. Это вам надо успеть вовремя, иначе вас поругают и оштрафуют. Это ваша зона ответственности. Представили? Вот так и относитесь к поставленным срокам.
- Реакция на правки и комментарии заказчика. Примите как факт: интеллектуальный труд, сделанный за деньги, перестаёт быть вашей собственностью. Клиент платит за результат — выдайте ему желаемое им, даже если ваша внутренняя Баба-яга против. Или ищите другого клиента.
- Человеческий фактор. За рабочими чатами и досками задач находятся обычные люди. Они вас в жизни не видели (как и вы их). Поэтому включаем soft skills на максимум и становимся исполнителем, приятным во всех отношениях. Например:
- Если в чате пошутили и начали откровенно флудить, покажите вовлечённость. Отправьте подходящую гифку, присоединитесь к поздравлениям, если у кого-то праздник. Конечно, не надо перегибать палку, но показать себя частью команды всегда уместно.
- Выручайте людей, если это не требует от вас сверхусилий. Кто-то потерял ссылку или забыл дату? Потратьте пару минут, помогите. У ребят на другом проекте завал? Предложите помощь.
- Договаривайтесь о рабочих часах заранее. Важно, чтобы заказчик точно знал, когда вы на связи. Элементарная вежливость: предупреждайте, если пропадаете с горизонта надолго.
- Не молчите о проблемах. Играйте в открытую. Если для выполнения задачи не хватает вводных, изменились обстоятельства или вы банально не понимаете какого-то пункта в брифе/техническом задании, напишите заказчику. Не стесняйтесь предлагать свои варианты решения возникших проблем. А если всё идёт по плану — потратьте лишнюю минутку, чтобы написать в чат о статусе выполнения. Поверьте, вам будут благодарны.
Резюмирую: изначально относитесь к работе так, будто вы уже в одной команде с клиентом. Его проблема — ваша общая проблема. Это отношение к работе всегда считывается заказчиком на эмоциональном уровне, а вам поможет заработать отличную репутацию.
Хотите добавить что-то к моим советам или поспорить? Пишите в комментариях, пообщаемся.