Найти в Дзене
Город Доброград

Прямой угол

Оглавление

Наталья Дьякова, руководитель кафедры математики школы "МИР"

До шестого класса я училась в обычной школе и не считала себя математиком. Но мне нравилось читать про математику в журнале «Квант» и решать там головоломки и ребусы. А потом, когда нужно было перейти в другую школу, мама спросила, какой предмет я люблю больше всего и я — отличница по всем предметам — ответила, что математику. Почему? Не знаю. Так я оказалась в школе при мехмате МГУ. А там уже был класс, в котором все дышали математикой. И это было очень здорово. Потом я окончила мехмат и стала кандидатом физико-математических наук.

ПРОЧЬ ИЗ МОСКВЫ

Переезд в Доброград для нашей семьи — не первый выезд за пределы Москвы. Когда появились дети — сын Федор и дочь Арина, мы решили переселиться в район Балашихи. Там и сейчас наш семейный дом, в который я каждую неделю езжу на выходные. Поэтому переезд в Доброград для меня не был каким-то стрессом. Через два года Федор пойдет в школу «МИР».

В ИДЕАЛЬНОМ МИРЕ МАТЕМАТИКИ

Есть стереотип, что математики — замкнутые и странные. Наверное, это отчасти правда. Вообще, всё, что происходит в математике, происходит в некоем нереальном, абсолютно идеальном мире. В котором не бывает погрешностей. Поэтому математические гении часто одиноки и несчастливы. И я не хотела бы своим детям и детям из нашей школы такого будущего. В нашей школе мы делаем акцент не только на академические знания. Уроки построены так, чтобы дети общались между собой, есть командные и парные занятия. Это в жизни важнее. Наша цель — формирование критического мышления. Даже слова учителя нужно подвергать критике!

-2

ПО ЗАКОНАМ ГАРМОНИИ

Многие заканчивают школу, как они думают, гуманитариями. Ну не знает выпускник математику, значит, — гуманитарий. На самом деле таким выпускникам просто не повезло с учителем математики, который должен был влюбить в свой предмет.

Составляя учебные планы в школе «МИР», мы опираемся на учебники, утвержденные министерством образования. Потому что математика такая системная наука, в которой одна тема наслаивается на другую. И соблюдение очередности в изучении тем важно. Но  формат урока, его наполнение и поиск задач мы организуем сами.

ПТИЦЫ СЧИТАЮТ ДО ТРЕХ

В начальной школе нет разделения на гуманитариев и врожденных математиков. Может быть, для науки математики не каждый подходит, но уровень начальной школы все дети прекрасно усваивают. Я где-то читала, что даже у животных есть чувство числа, а птицы умеют считать до трех. Они могут отличить, где сидят три, а где два птенца. Математика, мне кажется, связана с нашей биологией. Математика повсюду, и это не только цифры.

-3

ОТКРЫВАТЬ!

Наверное, главное в нашей концепции преподавания —  это преподавание от открытия. Чтобы каждый ребенок хотя бы разочек почувствовал эффект открытия и удивления. Поэтому мы не стараемся рассказывать готовую теорию, теорему, которую ребенок просто воспроизводит, не задумываясь. Мы стараемся подбирать какие-то интересные задачи. Хочется, чтобы процесс решения задачи был самоценным. Решить не для отметки или какого-то результата, а ради самого процесса. И почувствовать, как это здорово!

ПУТЬ СРЕДНЕВЕКОВОГО УЧЕНОГО

Я хочу, чтобы ребенок от частного приходил к какой-то общей формуле. Через множество проб и ошибок ее выводил. Чтобы пробовал до тех пор, пока не поймет, как в общем виде это можно записать. Проделав по-сути,  тот же путь, который проделали ученые в 18-м столетии. И когда это открытие будет сделано, то материал гораздо лучше запомнится. Это будет опыт, пропущенный через себя.

-4

НЕ ТВОРЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА? ЕРУНДА!

Многие думают, что математика не творческая дисциплина. Это категорически не так. И когда люди говорят, что не любят школьную математику, они не математику не любят, а то, как устроено преподавание. Какая тут любовь, если математикой запугивают, натаскивают решать задачи по таймингу. Мы такого категорически не делаем, а даем возможность для творчества на уроках математики. Я стараюсь показывать, что у каждой задачи почти всегда есть несколько решений. Что можно решить по другому, и это будет правильно.

ПОЛНОЕ ПОГРУЖЕНИЕ

Вообще, математика требует полного погружения в нее. Если не можешь погрузиться, нужно уходить. Но преподавание — это тоже путь. И если сначала ты был математиком и плавал в безбрежном океане, то  потом, обучая детей плаванию в бассейне, можешь им рассказать, что бывает, когда перед тобой большая вода, а ты не знаешь, как нужно плавать. И если преподаватель математики не знает математики как науки, он не сможет рассказать об этом детям.

ОШИБАТЬСЯ НОРМАЛЬНО

Когда ребенок делает неправильные выводы или ошибается — это хорошо. И мы разработали такую систему оценивания, чтобы ошибки не карались. Ошибки — это точки роста. Когда только открылась наша школа, дети приходили на уроки из своих прошлых школ, боясь ошибаться. Боясь классического оценивания своего труда, когда ошибка — это «двойка», когда ошибка это — провал.

Мы хотим, чтобы наши дети не боялись ошибаться. А может быть, ошибка приведет нас к чему-то еще более интересному, чем мы планировали.

-5

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МАТЕМАТИКИ

Любое явление, происходящее в мире, можно объяснить с точки зрения математики: музыку, например. Изобразительное искусство. В любом искусстве присутствует математика. На уроках мы задавались вопросом: что же такое красота? Мы же восхищаемся чем-то прекрасным. Но всё имеет математическую подоплеку. Потому, что красота — это гармония, а гармония — это закономерности. Это всё из математики. Как и природа.Вот, например, отражение леса или озера в пруду —  на подсознательном уровне нам это приятно, потому что есть симметрия. Наш мир подчинен законам гармонии. Нам на физиологическом уровне приятно смотреть на пропорции золотого сечения в фотографии, хотя, казалось бы, это обыкновенная формула.

После уроков мы выполняем олимпиадные занятия, на которых учимся искать  закономерности. И вот если ученик уловил, в чем она, то часто это такое крутое: «Вау, я понял сейчас закон вселенной!»

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ

Частое заблуждение, что математика — это сплошные цифры, что это арифметика. И вот эту часть — вычитание, сложение, дроби — особенно не любят. Но это самый элементарный уровень. Чтобы понять красоту математики, нужно его знать. Нужно поработать, нужно приложить усилия, и тогда ты увидишь красоту. Красота в математике сложная. В этом — соль: ты должен как-то дойти до того, чтобы увидеть это. Так что, если ты не прикладываешь усилий и ненавидишь цифры, — дальше не продвинешься. Для того, чтобы преодолеть это, мы создаем каждому ребенку ситуацию успеха, чтобы он хоть в чем-то почувствовал, что у него получилось: я это сделал сам.

ЕГЭ НЕ ГЛАВНОЕ

ОГЭ и ЕГЭ не главное. Хочется, чтобы хорошо сданный ЕГЭ был просто побочным эффектом. Мы прекрасно понимаем, что ЕГЭ не влияет на жизнь, не делает тебя счастливым и успешным. Есть другие способы поступить в вуз. Я, например, поступала, как победитель математической олимпиады, вне конкурса и без экзамена. Я уже в начале мая знала, что поступила на мехмат МГУ. И у нас в школе, во второй половине дня, организована олимпиадная подготовка. Это вроде бы сложный, но эмоционально более простой путь.