Наталья Дьякова, руководитель кафедры математики школы "МИР"
До шестого класса я училась в обычной школе и не считала себя математиком. Но мне нравилось читать про математику в журнале «Квант» и решать там головоломки и ребусы. А потом, когда нужно было перейти в другую школу, мама спросила, какой предмет я люблю больше всего и я — отличница по всем предметам — ответила, что математику. Почему? Не знаю. Так я оказалась в школе при мехмате МГУ. А там уже был класс, в котором все дышали математикой. И это было очень здорово. Потом я окончила мехмат и стала кандидатом физико-математических наук.
ПРОЧЬ ИЗ МОСКВЫ
Переезд в Доброград для нашей семьи — не первый выезд за пределы Москвы. Когда появились дети — сын Федор и дочь Арина, мы решили переселиться в район Балашихи. Там и сейчас наш семейный дом, в который я каждую неделю езжу на выходные. Поэтому переезд в Доброград для меня не был каким-то стрессом. Через два года Федор пойдет в школу «МИР».
В ИДЕАЛЬНОМ МИРЕ МАТЕМАТИКИ
Есть стереотип, что математики — замкнутые и странные. Наверное, это отчасти правда. Вообще, всё, что происходит в математике, происходит в некоем нереальном, абсолютно идеальном мире. В котором не бывает погрешностей. Поэтому математические гении часто одиноки и несчастливы. И я не хотела бы своим детям и детям из нашей школы такого будущего. В нашей школе мы делаем акцент не только на академические знания. Уроки построены так, чтобы дети общались между собой, есть командные и парные занятия. Это в жизни важнее. Наша цель — формирование критического мышления. Даже слова учителя нужно подвергать критике!
ПО ЗАКОНАМ ГАРМОНИИ
Многие заканчивают школу, как они думают, гуманитариями. Ну не знает выпускник математику, значит, — гуманитарий. На самом деле таким выпускникам просто не повезло с учителем математики, который должен был влюбить в свой предмет.
Составляя учебные планы в школе «МИР», мы опираемся на учебники, утвержденные министерством образования. Потому что математика такая системная наука, в которой одна тема наслаивается на другую. И соблюдение очередности в изучении тем важно. Но формат урока, его наполнение и поиск задач мы организуем сами.
ПТИЦЫ СЧИТАЮТ ДО ТРЕХ
В начальной школе нет разделения на гуманитариев и врожденных математиков. Может быть, для науки математики не каждый подходит, но уровень начальной школы все дети прекрасно усваивают. Я где-то читала, что даже у животных есть чувство числа, а птицы умеют считать до трех. Они могут отличить, где сидят три, а где два птенца. Математика, мне кажется, связана с нашей биологией. Математика повсюду, и это не только цифры.
ОТКРЫВАТЬ!
Наверное, главное в нашей концепции преподавания — это преподавание от открытия. Чтобы каждый ребенок хотя бы разочек почувствовал эффект открытия и удивления. Поэтому мы не стараемся рассказывать готовую теорию, теорему, которую ребенок просто воспроизводит, не задумываясь. Мы стараемся подбирать какие-то интересные задачи. Хочется, чтобы процесс решения задачи был самоценным. Решить не для отметки или какого-то результата, а ради самого процесса. И почувствовать, как это здорово!
ПУТЬ СРЕДНЕВЕКОВОГО УЧЕНОГО
Я хочу, чтобы ребенок от частного приходил к какой-то общей формуле. Через множество проб и ошибок ее выводил. Чтобы пробовал до тех пор, пока не поймет, как в общем виде это можно записать. Проделав по-сути, тот же путь, который проделали ученые в 18-м столетии. И когда это открытие будет сделано, то материал гораздо лучше запомнится. Это будет опыт, пропущенный через себя.
НЕ ТВОРЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА? ЕРУНДА!
Многие думают, что математика не творческая дисциплина. Это категорически не так. И когда люди говорят, что не любят школьную математику, они не математику не любят, а то, как устроено преподавание. Какая тут любовь, если математикой запугивают, натаскивают решать задачи по таймингу. Мы такого категорически не делаем, а даем возможность для творчества на уроках математики. Я стараюсь показывать, что у каждой задачи почти всегда есть несколько решений. Что можно решить по другому, и это будет правильно.
ПОЛНОЕ ПОГРУЖЕНИЕ
Вообще, математика требует полного погружения в нее. Если не можешь погрузиться, нужно уходить. Но преподавание — это тоже путь. И если сначала ты был математиком и плавал в безбрежном океане, то потом, обучая детей плаванию в бассейне, можешь им рассказать, что бывает, когда перед тобой большая вода, а ты не знаешь, как нужно плавать. И если преподаватель математики не знает математики как науки, он не сможет рассказать об этом детям.
ОШИБАТЬСЯ НОРМАЛЬНО
Когда ребенок делает неправильные выводы или ошибается — это хорошо. И мы разработали такую систему оценивания, чтобы ошибки не карались. Ошибки — это точки роста. Когда только открылась наша школа, дети приходили на уроки из своих прошлых школ, боясь ошибаться. Боясь классического оценивания своего труда, когда ошибка — это «двойка», когда ошибка это — провал.
Мы хотим, чтобы наши дети не боялись ошибаться. А может быть, ошибка приведет нас к чему-то еще более интересному, чем мы планировали.
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МАТЕМАТИКИ
Любое явление, происходящее в мире, можно объяснить с точки зрения математики: музыку, например. Изобразительное искусство. В любом искусстве присутствует математика. На уроках мы задавались вопросом: что же такое красота? Мы же восхищаемся чем-то прекрасным. Но всё имеет математическую подоплеку. Потому, что красота — это гармония, а гармония — это закономерности. Это всё из математики. Как и природа.Вот, например, отражение леса или озера в пруду — на подсознательном уровне нам это приятно, потому что есть симметрия. Наш мир подчинен законам гармонии. Нам на физиологическом уровне приятно смотреть на пропорции золотого сечения в фотографии, хотя, казалось бы, это обыкновенная формула.
После уроков мы выполняем олимпиадные занятия, на которых учимся искать закономерности. И вот если ученик уловил, в чем она, то часто это такое крутое: «Вау, я понял сейчас закон вселенной!»
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ
Частое заблуждение, что математика — это сплошные цифры, что это арифметика. И вот эту часть — вычитание, сложение, дроби — особенно не любят. Но это самый элементарный уровень. Чтобы понять красоту математики, нужно его знать. Нужно поработать, нужно приложить усилия, и тогда ты увидишь красоту. Красота в математике сложная. В этом — соль: ты должен как-то дойти до того, чтобы увидеть это. Так что, если ты не прикладываешь усилий и ненавидишь цифры, — дальше не продвинешься. Для того, чтобы преодолеть это, мы создаем каждому ребенку ситуацию успеха, чтобы он хоть в чем-то почувствовал, что у него получилось: я это сделал сам.
ЕГЭ НЕ ГЛАВНОЕ
ОГЭ и ЕГЭ не главное. Хочется, чтобы хорошо сданный ЕГЭ был просто побочным эффектом. Мы прекрасно понимаем, что ЕГЭ не влияет на жизнь, не делает тебя счастливым и успешным. Есть другие способы поступить в вуз. Я, например, поступала, как победитель математической олимпиады, вне конкурса и без экзамена. Я уже в начале мая знала, что поступила на мехмат МГУ. И у нас в школе, во второй половине дня, организована олимпиадная подготовка. Это вроде бы сложный, но эмоционально более простой путь.