Найти тему
Военно-технический сундук

Первый в истории войны бой одноместного штурмовика Ил-2 с «мессершмиттом». Победа осталась за нами!

В феврале 1943 года будущему Дважды Герою Советского Союза Талгату Якубековичу Бегельдинову еще не исполнилось и 21 года. Именно в этот момент он на своем одноместном штурмовике Ил-2 с бортовым номером 13 принял бой с «мессершмиттом» и сбил его. Это был всего третий или четвертый боевой вылет аса, который впоследствии таким же самым образом сбил еще несколько истребителей врага. Мало того – Бегельдинов был первым в истории войны пилотом, который в одиночку на бомбардировщике «завалил» новейший истребитель курсовым огнем.

Одноместные штурмовики Ил-2 осуществляют штурмовку аэродрома
Одноместные штурмовики Ил-2 осуществляют штурмовку аэродрома

Недавно мне довелось прочитать одну старую, но довольно интересную книгу про войну. Вернее, впервые читал я ее еще давно, лет так 40 назад, но за это время ее сюжет полностью забылся, в памяти остался только один эпизод со стершимися деталями.

И вот, я случайно отыскал эту книгу в своих букинистических завалах, и перечитал ее заново. Называется она «Взлет против ветра», автор – Геннадий Семенихин. В ней рассказывалось об одном советском летчике, участнике Великой Отечественной войны Баталове, который сначала воевал на Ил-2, а потом пересел на истребитель Ла-5.

Книга Геннадия Семенихина "Взлет против ветра"
Книга Геннадия Семенихина "Взлет против ветра"

Ну, произведение это художественное, летчик Баталов – персонаж вымышленный, да и ничьим прямым прототипом в реальной истории он вроде бы и не был. Но вот некоторые моменты его литературной боевой деятельности некоторым образом накладываются на некоторые факты, которые имели место быть во время войны.

Так, в романе есть один фрагмент, когда двадцатилетний лейтенант Баталов, совершая разведывательный полет на своем одноместном Ил-2, подвергся атаке одиночного «мессершмитта». Дело было зимой 1941-го под Москвой, когда большинство Ил-2 не имели задних стрелков, и нашему герою грозила неминуемая гибель.

Ил-2 за работой
Ил-2 за работой

В книге этот эпизод описан довольно красочно, и в итоге наш будущий ас вышел победителем. Гитлеровец весьма самоуверенно посчитал, что одноместный тихоходный штурмовик можно расстрелять как на полигоне, но в итоге наш пилот применил хитрость.

«Но оторваться от «мессершмитта» ему не удалось. Тогда он резко сбросил газ и выпустил шасси. «Ил» потерял скорость. Силуэт фашистского истребителя проскользнул над ним. Легким движением ручки управления Баталов на мгновение приподнял нос своего самолета и сразу из всех пушек и пулеметов ударил по червонному тузу. Вражеский самолет на секунду остановился, будто обо что-то споткнулся в воздухе, и стал быстро чернеть от дыма. И тогда, еще не веря в свою победу, Баталов послал в него новый ливень свинца».
"Мессершмитт" Bf-109
"Мессершмитт" Bf-109

В общем, понятно, что при таком раскладе «мессеру» и на самом деле было несдобровать, потому что у «Ила» вооружение было очень мощное, и странно, как это еще немецкий пилот остался в живых.

Так как бой происходил над нашим аэродромом, немца, выпрыгнувшего с парашютом, схватили красноармейцы, и, естественно, взяли в плен. Им оказался известный (по книге, естественно) гитлеровский ас - полковник Люфтваффе барон Отто фон Корнов, который начинал воевать еще в Испании, и на его счету было множество сбитых самолетов противника.

Одноместный штурмовик Ил-2
Одноместный штурмовик Ил-2

Ну, дальше сюжет начинает развиваться своим чередом, в нем много интересных, но, естественно, недостоверных моментов боевой работы наших летчиков (ведь все они – литературные персонажи, а не исторические!), но есть там еще продолжение описанного мной эпизода. Оказывается, асу Корнову удалось сбежать, когда его перевозили после допроса в тыл на грузовике – ну, тут почти полностью скопирован реальный случай с реальным немецким асом Хартманном, которому точно также удалось удрать точно таким же способом.

Талгат Якубекович Бегельдинов (1922-2014 гг.) во время войны
Талгат Якубекович Бегельдинов (1922-2014 гг.) во время войны

В общем, Корнов добрался до своих и продолжал воевать. Но в марте 1945-го он опять был сбит, причем все тем же Баталовым, на этот раз подполковником, давно уже переквалифицировавшемся из штурмовиков в истребители. Интересный момент заключается в том, что стать истребителем молодому лейтенанту в 1941-м году посоветовал сам Корнов, и вот, на свою погибель досоветовался – Баталов пересел на Ла-5, и повторно сбил аса уже над Германией.

Талгат Бегельдинов у своего Ил-2 с бортовым номером 13 после боевого вылета
Талгат Бегельдинов у своего Ил-2 с бортовым номером 13 после боевого вылета

Впрочем, «погибель» - понятие условное, так как Корнов опять-таки выжил, попал в плен. И его снова привели на допрос в штаб.

«- Добрый день, господин барон фон Корнов, - весело приветствовал его командир полка. - Вот и не удался вам реванш. Рад вас видеть у себя в гостях. Не узнаете?
Немец попятился и остолбенело молчал. На его узком смуглом лице замерло выражение невероятного смятения. Сухие губы беспомощно зашевелились.
- О майн готт! О нет, этого не может быть! Вы есть тот самый мальчик, которого я пощадил под Москвой?
- Положим, не пощадили, а промахнулись, - прокомментировал с улыбкой Баталов».

Вот такая вот интересная история, жаль, конечно, что это все авторский вымысел.

Реконструированный одноместный Ил-2
Реконструированный одноместный Ил-2

Но мне стало интересно, и я решил поискать реальные моменты, от которых отталкивался Геннадий Семенихин при написании своего романа «Взлет против ветра». И они нашлись, причем очень быстро. Правда, реальность отличалась от вымысла в деталях, часто существенных, но в целом стало понятно, откуда писатель взял для своей книги некоторые ключевые факты.

Талгат Якубекович Бегельдинов в середине 1945 года
Талгат Якубекович Бегельдинов в середине 1945 года

Да, во время войны было много случаев, когда с бомбардировщиков и штурмовиков сбивались истребители врага, но в основном это было дело воздушных стрелков. А вот чтобы истребители сбивались целенаправленно курсовым оружием, причем в каком-то подобии истребительного воздушного боя – таких случаев было относительно мало, хотя только в сравнении. Оказывается, были асы и среди штурмовиков Ил-2, которые вступали в бой против «мессершмиттов» и «фокке-вульфов» и выходили из него победителями.

Талгат Бегельдинов (справа) на Параде Победы. Рядом (в центре) - Иван Кожедуб
Талгат Бегельдинов (справа) на Параде Победы. Рядом (в центре) - Иван Кожедуб

Во время войны, особенно в первые годы, когда командование ВВС РККА не могло выделять истребительное прикрытие бомбардировщикам и штурмовикам, пилотам одноместных «Илов» при нападении истребителей предписывалось уходить любыми способами, хоть на бреющем, но стараться избегать потерь. Дело в том, что скоростным «мессерам» очень сложно было атаковать низколетящую цель, хоть и тихоходную, но гораздо более маневренную – радиус виража у ширококрылого Ил-2 был гораздо меньше, чем у узкокрылого «мессера» или «фокке-вульфа». На высоте немец еще мог атаковать Ил-2 с большой дистанции, а вот над землей ему это было сделать сложно.

Талгат Бегельдинов в послевоенные времена
Талгат Бегельдинов в послевоенные времена

И вот как раз в таких условиях наши даже одноместные «Илы» и могли не только уходить, но и успешно обороняться.

Ясно, что от истребителей противника тихоходные «Илы» несли заметные потери, но мало кто знает, что основные потери «Илы» несли не от атак истребителей, а от зенитного огня. Очень многим одноместным штурмовикам прекрасно удавалось уходить от истребителей на бреющем, в противном случае они все выбивались бы «мессерами» гораздо быстрее, чем замещались бы потери. Просто многие исследователи приводят ужасающую на первый взгляд статистику сбитых, а не приводят статистики уцелевших. Ил-2, ушедших из-под удара «мессеров», было гораздо больше.

Талгат Бегельдинов в мирные времена со своей семьей
Талгат Бегельдинов в мирные времена со своей семьей

Но не все наши летчики-штурмовики были такими опытными, чтобы уметь уйти от «мессера». И вот в этой обстановке весьма показательно, что первая победа одноместного штурмовика Ил-2 над «мессершмиттом» Bf-109 в прямом бою была совершена 20-летним старшим сержантом Талгатом Якубековичем Бегельдиновым (1922-2014 гг.). Случилось это в феврале 1943 года на Калининском фронте в районе Демянска, где попала в частичное окружение довольно крупная группировка вермахта.

Основные сведения по этому факту взяты из книги воспоминаний самого Бегельдинова «Пике в бессмертие», потому что более точных данных ни в одном другом источнике не нашлось. Вернее, данные были, но они в разных источниках различались так сильно, что правдивую картину восстановить было невозможно. Именно поэтому я и решил руководствоваться только теми сведениями, которые предоставил сам герой. Кстати, Талгат Бегельдинов закончил войну в звании гвардии капитана в должности командира эскадрильи 144-го гвардейского штурмового авиационного полка и имея звание Дважды Героя Советского Союза.

Талгат Якубекович Бегельдинов в конце 90-х со своими детьми, внуками и прочими родственниками
Талгат Якубекович Бегельдинов в конце 90-х со своими детьми, внуками и прочими родственниками

Интересно, что свой первый «мессер» Талгат Бегельдинов сбил в третьем или четвертом боевом вылете, то есть, будучи совсем неопытным летчиком, после того, как потерял свою группу в азарте штурмовки, и ему пришлось возвращаться домой самостоятельно. Тут-то на него и напал вражеский истребитель, и впоследствии будущий Дважды Герой рассказывал, что сбил его просто с перепугу.

«Я остался один. Атаковал Горушку, и, сделав левый разворот, вышел на бреющем полете к болоту. Тут впереди справа прошла пулеметная трасса. Пока соображал, что к чему, как еще одна трасса прошла прямо над фонарем. Я стал маневрировать, стараясь уйти на свою территорию. Когда перешел Ловать, там наша территория. Думаю, если уж умру, то похоронят. Немец не отстает. Даже выпустил шасси, чтобы скорость уменьшить. У «ила» радиус виража меньше, и на вираже я его подловил. Всадил хорошую очередь ему в брюхо, и он клюнул на нашей территории. Перед самой землей летчик выровнял машину и притер ее в сугробы. А я ушел».

Кстати, эта цитата не из книги Бегельдинова, а из одной из газетных заметок с его кратким рассказом, вышедшей в какой-то фронтовой газете во время войны. В книге этот бой выписан более взвешенно и все выглядит более героически и литературно обработано. Однако есть и некоторые противоречия, например, в заметке наш ас всадил в «мессер» очередь из пушек, а в книге уже фигурируют реактивные снаряды. К тому же, как оказалось, в плен в результате этого боя попал какой-то знаменитый гитлеровский ас «капитан фон Дитрих», который начинал свои подвиги в Испании и имел на своем счету множество сбитых самолетов противника. Ну, прямо копия барона Отто фон Корнова из книги Семенихина «Взлет против ветра».

Памятник Дважды Герою Советского Союза лётчику-штурмовику Талгату Бегельдинову в городе Бишкек (Киргизия)
Памятник Дважды Герою Советского Союза лётчику-штурмовику Талгату Бегельдинову в городе Бишкек (Киргизия)

Однако никаких следов аса «фон Дитриха» я в истории Второй Мировой не обнаружил. Был какой-то ас Клаус Дитрих, сбивший 18 самолетов, но он был не фон, воевал в России не там, да и в плен не попадал. Я не знаю, был ли этот «фон Дитрих» вообще асом, но факт сбития истребителя штурмовиком не подлежит сомнению. Именно за этот факт Талгат Бегельдинов получил свой первый Орден Красного Знамени и офицерское звание в придачу - до этого был-то он всего-навсего старшим сержантом.

Интересно, что первым оценил «содеянное» Бегельдинова не кто иной, как Николай Петрович Каманин, легендарный советский летчик-полярник, один из первых Героев Советского Союза, во время войны командовавший 292-й штурмовой авиационной дивизией, в составе которой принял свое боевое крещение Талгат Бегельдинов. Согласно многим доступным источникам, молодой летчик-штурмовик по прилету на свой аэродром не заявил о сбитом «мессершмитте», он очень боялся, что получит наказание за то, что отстал от своей группы. И вот когда его сразу же после возвращения срочно вызвали в штаб дивизии, он перепугался во второй раз за этот день.

Памятник Талгату Бегельдинову в городе Нур-Султан, Казахстан
Памятник Талгату Бегельдинову в городе Нур-Султан, Казахстан

Надо сказать, что во время войны игнорирование любых приказов командования было не принято, разве что только при форс-мажорных обстоятельствах. А вот Бегельдинов в этом бою отстал от своей группы вовсе не из-за таких обстоятельств, и уже за подобное нарушение был наказан, а тут – рецидив. Командир полка устроил пилоту нагоняй, а тут из штаба вызывают – к самому Каманину. Тут уж и комполка испугался.

Но все обошлось, и даже повернулось совсем наоборот. Каманину уже донесли, что Ил-2 сбил вражеский «мессер», он собрал в своем «кабинете» целую бригаду фронтовых журналистов и представил им Бегельдинова.

«- Та-а-к, значит, ты и есть тот самый старший сержант Бегельдинов Талгат, из Казахстана? Рассказывай, как это ты его, «Мессера»-то, сбил? Это же надо! За всю войну не было такого, чтобы штурмовик «Ил» в воздушном бою, один на один с «Мессером», сбил его! Это же надо!
Комдив повернулся к журналистам.
- Вы представляете, что сделал этот старший сержант? Он одним разом напрочь опрокинул представление о возможностях наших «Илов». Мы же, да что мы - сами конструкторы, ограничивали их исключительно штурмовочно-разведывательными задачами. Во всем остальном, в отношении с вражескими истребителями, приравнивали к тяжелым бомбардировщикам. А для тех закон: появились истребители противника, беги, спасайся, на бреющем или как. Тем более, если не в строю, если в одиночку. О том, чтобы силой с ними меряться, бой принимать, не могло быть и речи. А он, видишь, принял бой. И ведь победил, сбил гада. Да какого?!
- Вот донесение артиллеристов, - комдив взял со стола исписанный листок. «В одиночном бою, - Вы слышите, «в бою!» - летчик на «Иле» № 13 сбил немецкого аса, капитана фон Дитриха, награжденного крестами за подвиги в Испании, Франции, на Балканах. На его счету около двухсот боевых вылетов, много сбитых самолетов», - прочитал он, и ко мне:
- Ну что же, герой, рассказывай, как ты его».

Да, забыл сказать, что почти весь 1943 год, с самого начала своей боевой биографии Талгат Бегельдинов летал на Ил-2 с бортовым номером 13. Когда в начале февраля 1943-го будущий ас прибыл в полк, ему выделили единственный более-менее целый самолет, но номер у него был «несчастливый». Однако Бегельдинов так жаждал наконец-то вступить в бой, что не обратил на это никакого внимания. Да, на этом самолете в том же 1943-м он был сбит, тем не менее, он выжил и снова вступил в строй.

Памятник Талгату Якубековичу Бегельдинову на территории Военного института Сил воздушной обороны его имени (г. Актюбинск)
Памятник Талгату Якубековичу Бегельдинову на территории Военного института Сил воздушной обороны его имени (г. Актюбинск)

Всего же Талгат Якубекович Бегельдинов за время войны совершил более 300 боевых вылетов и сбил 5 самолетов противника – четыре «мессершмитта» и один Юнкерс-87. Кстати, почти половина всех боевых вылетов у него пришлась на разведывательные полеты на Ил-2, результаты которых были очень успешными благодаря одной хитрости, которую этот ас освоил в совершенстве. Пролетая в зоне действия вражеской ПВО, он мастерски имитировал работу двигателя немецких самолетов, постоянно меняя режим работы мотора Ил-2. Благодаря этому немцы принимали его штурмовик за свой и не открывали огонь до тех пор, пока тот не улетал, разведав все что нужно.

Бюст Т. Бегельдинову в городе Кокшетау (Казахстан)
Бюст Т. Бегельдинову в городе Кокшетау (Казахстан)

Кстати Талгату Бегельдинову принадлежит еще один рекорд – именно его штурмовик стал первым Ил-2, который в апреле 1945-го появился в небе Берлина.

В заключение хочу сказать, что мой очерк о первом сбитом штурмовиком Ил-2 немецком истребителе – это только маленький эпизод в борьбе между двумя этими типами боевых самолетов. На самом деле воздушные баталии между штурмовиками и «мессерами» были нередкими, и победы наших пилотов тоже имели место быть. Некоторые из таких побед известны, а вот вокруг некоторых существует странная завеса тайны, но в следующих своих публикациях я собираюсь эту тему осветить более подробно.

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Александр Горовец и Дэвид Мак Кэмпбелл - два самых видных аса WWII, хотя подвиги свои совершили в разных условиях

Лучший ас Британской империи в WWII воевал всего 9 месяцев. Томас Пэттл

21-летняя Лидия Литвяк - первая в мире женщина-ас, попавшая в книгу рекордов Гиннесса

Три лучших польских аса-истребителя Второй Мировой войны – счет одинаковый, а результат разный в разы!