2 марта (15 март н.ст.) 1917 года император Николай II отрекся от престола за себя и за сына цесаревича Алексея в пользу своего брата Михаила Александровича. В это время в Царском Селе, где находилась семья императора, находились немногочисленные подразделения и отдельные солдаты и офицеры гарнизона, сохранившие лояльность царю. Части дворцовой охраны – Собственный Его Императорского Величества Сводный пехотный полк, Собственный Его Императорского Величества Конвой, рота Собственного Его Императорского Величества Железнодорожного полка, Отдельная батарея для воздушной охраны императорской резиденции и две роты Гвардейского экипажа встали на охрану Александровского дворца.
В сложившейся ситуации особенно достойно повели себя казаки Конвоя. В отличие от солдат запасных гвардейских батальонов они до последнего готовы были защищать императорскую резиденцию в Царском Селе.
Охраняя императрицу Александру Федоровну с детьми, в Царском Селе находилась Л.-гв. 2-я Кубанская сотня под командованием есаула М. Свидина и Л.-гв. 3-я Терская со своим командиром есаулом К. Панкратовым. Их основные функции состояли в охране Александровского дворца и парка.
Батальон Гвардейского экипажа, входивший в состав охраны резиденции, вскоре покинул свои позиции. Получив сведения о Февральской революции в Петрограде, взбунтовался и ушел личный состав Железнодорожного полка. Но Конвой и Сводный пехотный полк стойко продолжали находиться на своих постах у дворца. Императрица Александра Федоровна, ухаживая за заболевшими корью детьми, так и не решилась, как ей советовали, немедленно выехать с детьми в Гатчину, в Красное Село, в Новгород или навстречу императору.
В это время восставший Царскосельский гарнизон бурлил: формировались комитеты, выбирали представителей в военную комиссию Государственной думы, не прекращались попытки со стороны солдат, перешедших на сторону революции, проникнуть в казармы конвойцев и сагитировать их перейти на свою сторону. Конвойцы не понимали, в чем смысл происходящего и продолжали нести службу на своих постах, уклоняясь от митингов и участия в различных выборных органах.
Только 4 (17) марта казаки Конвоя узнали об отречении императора. Это решение императора было неожиданно для всех конвойцев, воспитанных в духе беззаветной преданности царской семье. Не менее тяжелой была просьба императрицы снять вензеля с наплечных жгутов (ради безопасности казаков).
«Мы исполнили просьбу Государыни, но сняв Царские вензеля с наших плеч, мы положили их на наши сердца»,- вспоминал впоследствии бывший казак Конвоя Его Величества И. Полупанов.
Николай Александрович Романов прибудет в Царское Село 9 марта (22) 1917 года. На перроне императорского вокзала уже бывший император успел заметить, как из вагонов царского поезда разбегались лакеи его свиты. В своем дневнике император напишет: "9 марта — Царское Село. Скоро я благополучно прибыл в Царское Село — в 11ч. Но, Боже, какая разница, на улице и кругом дворца, внутри парка часовые, а внутри подъезда какие-то прапорщики..."
Там же, на перроне царского вокзала, Николай II был арестован и на автомобиле доставлен к Александровскому дворцу, к своей семье.
События февральско-мартовских дней 1917 года открыли новую, к сожалению - последнюю страницу в истории Царскосельской императорской резиденции…