Считалки довольно старая форма народного фольклора. По некоторым исследованиям литературоведов считалки с искаженным числами позволяли суеверным людям считать добро без боязни его утраты, выбирать исполнителя трудной работы и, попросту, выбирать водящего в игре.
В моем детском арсенале было не меньше десяти считалок для выбора водящего: «На золотом крыльце сидели…», «Вышел месяц из тумана…», «За стеклянными дверями…» и другие. Помню, что некоторые из них я узнала от моей мамы и тети.
Современные дети уже больше десяти лет радостно рассказывают мне в нескольких вариациях одну и ту же считалку:
Сидел король (козел) на лавочке.
Считал свои булавочки (козявочки)
Если вы думаете, что меня волнует отсутствие разнообразия, то это далеко не так. Редкий ребенок умеет правильно пользоваться считалкой. Как правило, я вижу быстрое перемещение указательного жеста и отсутствие ритмичности при расчете. И дело вовсе не в том, что он хочет оказаться водящим, а в отсутствии умения держать ритм.
Отсутствие этой функции часто заметно при простом пересчете предметов. Ребенок начинает считать предметы, при этом счет не успевает за движениями указательного пальца, поэтому результаты всегда оказываются не верными.
Заучивание считалок и умение правильно распределять короткие и длинные слова при счете способствуют развитию ритмичности речи, поэтому нам стоит вернуться к старым добрым и современным новым считалкам.
Чем еще полезны считалки
Кроме развития чувства ритма считалки помогают:
- развитию памяти;
- воспитанию дисциплины;
- развивают словарный запас;
- расширяют кругозор;
- вызывают интерес к коллективным играм.
Благодаря считалкам дети учатся честно выбирать водящего в игре и выполнять ее правила.
7 правил запоминания считалок
- Выбирайте для начала короткие считалки из четырех-шести строк. Постепенно переходите к более сложным.
2. Выбрав считалку, сначала прочитайте ее ребенку, покажите как ею пользоваться.
3. Несколько раз повторите считалку построчно.
4. Повторите считалку целиком.
5. Посадите в круг игрушки и научите ребенка вести правильный расчет.
6. Используйте считалку в быту, например, чтобы определить кто первый играет игрушкой, первый идет в душ, выбирает, какую книгу читать.
7. Не учите новую считалку, пока основательно не усвоите предыдущую.
Несколько коротких считалок
Бегал зайка по дороге,
Да устали сильно ноги.
Захотелось зайке спать.
Выходи, тебе искать.
***
Катилось яблочко по огороду
И упало прямо в воду: «Буль!»
***
Бежит заяц через мост,
Длинны уши, куцый хвост.
Ты далёко не беги,
Посчитать нам помоги.
Раз, два, три —
Выйди ты!
***
На печи калачи,
Как огонь, горячи.
Пришёл мальчик,
Обжёг пальчик.
Пошёл на базар,
Никому не сказал.
***
На окне стоит бутылка,
А в бутылке лимонад.
Кто скорей возьмёт бутылку,
Тот победе будет рад.
***
Жили‑были у жилета
Три петли и два манжета.
Если вместе их считать,
Три да два, конечно, пять!
Только знаешь, в чём секрет?
У жилета нет манжет!
***
Раз, два, три, четыре, пять,
Надо солнышку вставать.
Шесть, семь, восемь, девять, десять,
Солнце спит, на небе месяц.
Разбегайся кто куда,
Завтра новая игра.
Совет: вспомните свое детство, в нем было много интересного и полезного, чем стоит делиться с детьми. Учите считалки и речь вашего ребенка станет лучше, и он перестанет ошибаться в пересчете предметов.
Ставьте 👍, если статья была полезной. Пишите в комментариях свои считалки.