Этот материал – прямое продолжение предыдущего. Но в прошлый раз я рекомендовал книги, которые понравились лично. Теперь же настала очередь вариантов из комментариев.
Разумеется, собрать список с цитатами и выдать их за полноценный материал будет нечестно. Поэтому каждое фэнтези рассмотрено в отдельности и вынесен вердикт «похоже или нет».
Вот приблизительные критерии, то есть, лучшие элементы «Ведьмака», которыми я пользовался в прошлый раз:
Это легкий стиль и наличие сколько-либо положительного (и волевого) центрального персонажа. Есть и другие схожие черты, которые могли быть или нет – это охота на чудовищ, наличие неоднозначного морального выбора, иногда переделанные сказки… Но в целом, список был субъективным. Я сравнивал со «своим» Ведьмаком. То есть, с теми впечатлениями, которые когда-то приобрел от чтения нетленки Сапковского.
Если в прошлой статье я был своего рода адвокатом за включение в список, то в этот раз скорее судья. Итак, встречайте «Выбор читателей» с комментариями редакции:
Геннадий Логинов «Демоника»
Добавлю, пожалуй, пункт от себя, в качестве референса. Здесь немало знаковых для "Ведьмака" черт. Тем более, про книгу давно написана отдельная статья. Фэнтези создано по одноименной чешской игре, но схожесть с «Ведьмаком» налицо – в деревню приходит зельевар и борец с нечистью. Он начинает расследование, что выльется в эпичную потасовку. По ходу дела герою придется не раз принимать моральные решения, которые аукнутся в конце. Читается легко, хотя от иных моментов (например, от поисков героем удочки для ловли... ключа) можно невольно улыбнуться. Все-таки игры и книги живут по немного разным законам.
Роберт М. Вегнер «Сказания Меекханского пограничья»
Различие от «Ведьмака» скрыто в названии. Книги серии не пытаются построить эпичную историю одного героя… А во многом историю места и народа. Это скорее «Сильмарильон», где разными персонажами выстраивается цельное историческое полотно. Само по себе фэнтези отличное, и автор, хоть и поляк, быстро выбрался из тени Сапковского.
Марцин А. Гузек «Орден Серых Плащей»
Еще одна польская серия, по которой есть отдельная статья. Да, вроде бы герои и борются с нечистью… Ну тут у нас целый отряд. И, для большей непредсказуемости, погибнуть может каждый, так что центральные герои вырисовываются слабо. Написано легко, но не сказать, что книга изобилует интересными поворотами.
Алексей Пехов «Страж»
Если Геральт был скорее странствующим романтическим рыцарем из умирающего ордена, то тут герой – представитель влиятельного института и строго следует иерархии. Истории конденсированные, мир близок к Эпохе Возрождения, и нет того чувства открытия прекрасного волшебного мира, что было в цикле Сапковского. Впрочем, такое случалось редко и в прошлом списке.
Пожалуй, самый вероятный кандидат на звание отечественного «Ведьмака». По крайней мере из тех книг, что приходилось читать. Ну, не «Волкодав» же?
Надежда Попова «Конгрегация»
Я почитал первую книгу цикла и ее приквел. И как повторял мой физик: «Поменьше разговоров, побольше дела». Это детектив, а боевого фэнтези по минимуму. Написано неплохо, но читать морально тяжело. Но что у серии не отнять, так это сильного героя – следователя Курта Гессе.
Ник Перумов "Охотники"
В первой книге минимум три параллельных сюжетных линии, и одна посвящена матерому охотнику по кличке «Седой лунь». Только по характеру он скорее Весемир, нежели Геральт. И раз он один из лучших профессионалов, странно, что бывшего соратника он убивает, а пособников вампиров или зараженных часто щадит (очень большой риск!). Другая линия – хитрый план магов перевести вампиров с человеческой крови на кровь демонов попахивает безумием. Хотя, быть может, это пародия на современные тренды, когда мясо без мяса, а молоко без молока.
В остальном, в книга состоит из качеств, типичных для Перумова (жестокость и лаконичность, например). И он слишком крупный, влиятельный и давно сформировавшийся автор для отечественного фэнтези, чтобы записывать его в последователи Сапковского.
Глен Кук «Чёрный отряд»
Сходства с эпическим циклом можно легко найти, хотя "Черный отряд" написан за несколько лет до первого рассказа Сапковского. Вначале герои пытаются разобраться с монстром. Потом им нужно защищать девочку, призванную спасти Империю от владычества злой колдуньи. Даже одного из членов команды в одном из переводов зовут Ведьмаком!
Но в отличие от уютной, иногда сказочной, атмосферы приключений Геральта - это эталонное темное фэнтези. Жестокое, кровавое, без особой надежды на победу и успех.
Виталий Зыков «Безымянный раб»
Герой, наш соотечественник, попадает в фэнтезийные земли, борется за выживание и обретает невиданное магическое могущество. С монстрами борется по воле случае, а помогать другим как-то не получается - самому бы разобраться в правилах незнакомого мира, где буквально каждый встречный норовит если не убить, так ограбить. У книги большой замах на эпичность, но она показалась ближе к Перумову, нежели к Сапковскому.
Сергей Куц «Николас Гард»
Бывший пират, когда-то алчный и жестокий, пытается спасти близких для него людей. Но у него не получается спасти даже собственную душу. Еще один пункт "от себя", потому что мало того, что на канале есть обзор всех (на данный момент) книг цикла, так еще и найдутся многие черты, прославившие "Ведьмака": Сильный, но иногда ироничный, главный герой, тяжелый моральный выбор (в какой-то момент герою придется определиться между Злом и Древним Злом) и рост эпичности с каждой книгой.
Хочется извиниться, что пока рассмотрены не все книги. Многие из рекомендованных романов довольно мрачны. Читать их, да еще друг за другом, часто психологически непросто. Но хочется надеяться, что найдутся время и силы, чтобы прочесть их все – и выразить мнение насчет каждого из них.
Благодарим Вас за внимание! Будем рады любой Вашей оценке или комментарию! У нас также есть материал про фэнтези, похожее на "Гарри Поттера".