Прямых военных столкновений две крупных мировых державы старались избегать всегда. Но всё же однажды случилось так, что Красная Армия столкнулась в прямом бою с регулярными частями американцев. Произошло это в наших северных широтах. Вот что там делали американцы – другой вопрос.
Кто хорошо знаком с историей Советского Союза, тот помнит, что первые годы советской власти дались большевикам тяжело. Гражданская война закончилась аж в 1922 году, а до этого времени белые армии давили со всех сторон. Усугублялось всё тем, что они не сочли постыдным пригласить на свою Родину оккупантов.
В сентябре 1918 года к девяти тысячам десанта Антанты в Архангельске присоединились американцы. В их группировку входило 5,5 тыс. солдат. Британцев, французов и американцев местные жители воспринимали как союзников ещё с Первой мировой войны, поэтому воспринимали как защиту от вероятного вторжения финнов.
Белогвардейцы «на штыках» иностранцев сформировали даже что-то наподобие правительства. Только местные жители всё больше стали ощущать на себе приход иностранных «господ», а не спасителей.
Англичане, имея богатейший опыт обращения с колониями, начали осваивать новую территорию. Во главе промышленности региона встали британские военные. За границу широким потоком пошёл лес и все остальные богатства региона. Туда же отправлялись остатки военного имущества, которое когда-то за золото купила царская Россия у британской империи.
Местные жители при малейшем намёке на сопротивление или симпатии к большевикам пускались «в расход». «Правительство» белогвардейцев всерьёз не воспринималось. Народ стал сбегать к большевикам. Нужно было освобождать свою землю от иноземных оккупантов.
Американские военные подчинялась главнокомандующему всеми силами Антанты – Уильяму Айронсайду. Контингент из Америки включал полки пехоты и инженеров-сапёров, военно-транспортные отряды. С сентября 1918 года американские пехотинцы держали контроль над городом Шенкурском вместе с белогвардейцами.
Айронсайд после личной инспекции оценил укрепления как неприступные. Вокруг действительно были мощные линии окопов, укреплённые в колючую проволоку, с правильно рассредоточенной артиллерией.
Но уже на следующий день после его приезда на город стали наступать красноармейцы и партизаны. План операции им разработал бывший генерал царской армии А. Самойло. Сначала важно было взять стратегически нужную деревню Усть-Паденьга.
В 37-ми градусный мороз подтягивали артиллерию. Чтобы солдаты не проваливались в снег по пояс, впереди придумали везти лошадями сколоченный из досок треугольник. Он хоть немного расчищал снег.
Самойло отдал приказ на всю одежду сверху натянуть «исподнее» - светлые подштанники и рубахи, что неожиданно отлично сработало на маскировку. Благодаря этому к Усть-Паденьге подобрались практически незаметно.
Американцы были в полном шоке, когда не дальше метров 50-ти от их окопов «материализовались» невероятные фигуры и бросились в атаку. Усть-Паденьгу взяли быстро. После этого установили в удобном месте пулемёт, который не позволял никому даже двинуться по главной улице.
Из воспоминаний лейтенанта Генри Мида, командовавшего подразделением американцев в этой деревне, можно узнать, что он отдал приказ к немедленному отступлению. Он же пишет, что отползали «с молитвой на губах».
Увидев, что американские союзники убегают, к сражению подключились белогвардейцы. Вот их удалось выбить из населённого пункта только к ночи. Через 5 дней после падения стратегически важной Усть-Паденьги взяли Шенкурск. Тройная линия обороны с шестнадцатью артиллерийскими укреплениями не устояла перед бойцами Рабоче-крестьянской красной армии.
Американцы активно отступали. Красноармейцам осталось 15 пушек, 60 пулемётов, тысячи винтовок и снарядов, склады с продовольствием. После того, как американцев отбросили почти на 100 км, они были окончательно деморализованы.
Их переправили в тыловые части Антанты и с этого времени стали ставить только на охрану складов. Солдаты видели, что между странами военных действий больше нет и требовали отправить их домой.
Закончилось это тем, что американцев стали вывозить первыми из интервентов. Потом «потянулись по домам» и остальные желающие поживиться в чужой стране. Вскоре на советской земле не осталось и предателей, пригласивших оккупантов на свою Родину.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.