В поисках информации о начальной истории Руси исследователи натолкнулись на один дошедший до нашего времени документ, который тем не менее не стал известен в широких кругах. А ведь в нем вполне может содержаться информация о начале Руси, проливающая свет на некоторые события.
Речь идет о сюжете, где рассказывается об осаде Бирки датчанами в 852 г., который содержиться в дошедшем до наших дней "Житии святого Ансгария", которое написано архиепископом Римбертом, который был учеником Ансгария. По сюжету, изложенному в "Житии" спровоцировавший датское нападение шведский конунг Анунд сумел уговорить данов, уже захвативших предместья Бирки, покинуть Швецию и отправиться к некоторому городу (ad urbem), расположенному оттуда далеко, в пределах земли, принадлежащей славянам (in finibus Slavorum). Даны, отступив от Бирки, поспешили на 21 корабле (обычная вместимость морского корабля викингов 50—70 человек) "прямым путем" к этому городу. Как описано в житии:
"Напав неожиданно на его обитателей, живших в мире и тишине, они захватили его силой оружия и, взяв большую добычу и сокровища, возвратились восвояси".
Некоторые польские историки считали этим подвергнувшимся нападению городом Волин, или один из других поморских городов, историки Ф. Крузе и Н. Т. Беляев — Новгород. Но Новгород в описываемое время еще не существовал, да и не был бы доступен для неожиданного нападения по "прямому пути" (если речь идет про Рюриково городище) как из - за порогов на Волхове, так и из-за того, что у рейдеров на пути сначала была Ладога. Поэтому речь по всей видимости идет именно про Ладогу. Римберт поименовал бы город, если бы он находился в орбите знакомых ему стран Балтики от Дании до Курляндии. Следовательно, экспедиция датчан простиралась дальше его географических познаний. Напомню - миссия Ансгария в Швецию была по видимому одной из первых и континентальные европейцы-христиане были мало знакомы с землями на востоке Балтики. Поход же датчан, несомненно, шел по наезженной морской дороге (скандинавам Ладога как и путь в речные системы были давно известны) и в те места, которые еще не были затронуты военными напастями, не имели укреплений, где можно было с успехом использовать фактор внезапности. Многие центры балтийских славян в IX в. испытали грабительские нападения (например в 808 году датский конунг Готфрид захватил и разрушил славянский город Велиград) и некоторые были уже хорошо укреплены. Датчане же в этот раз рассчитывали, по-видимому, добраться до цели там, где врагов не ждали и оборонительных мер еще не предпринимали. Представляется, что Ладога, известная скандинавам как значительное торговое место и где, возможно, еще не было надежных оборонительных сооружений, могла стать целью рейдеров. Что касается Рюрикова городища, то в середине IX в. оно вряд ли считалось богатым и полным сокровищ. тогда оно было всего лишь опорным пунком на речном пути.
В отношении привязки сообщения Римберта к определенному географическому пункту немаловажно и следующее археологическое наблюдение, к тому же дополняющее и уточняющее один из сюжетов "Сказания о призвании варягов". Во время раскопок на Земляном городище в Старой Ладоге выделен горизонт E2, датированный 842—855 годами. Постройки горизонта погибли в тотальном пожаре, который можно приурочить не к описанным в "Сказании о призвании варягов" междоусобицам среди славян и финнов, а к датскому нападению 852 года. Таким образом, "Житие святого Ансгария" и свидетельство варяжской легенды определенным образом дополнили друг друга. Если в этом сопоставлении есть доля истины, то можно предположить, что именно в 852 года после разграбления Ладоги славяно-финская племенная конфедерация была, может быть, впервые обложена варяжской данью и возникла ситуация, которая в дальнейшем привела к призванию заморских правителей. Создание же самого межплеменного объединения скорее всего относится ко времени более раннему, чем 852 год. При рассмотрении Ладоги в качестве столицы федерации северных племен получают объяснение многие обстоятельства ее активного формирования в докняжеский период. Не случайно, что первый князь Северной Руси — Рюрик (которого в свете датского похода 852 года. не так уж фантастично считать историческим лицом Рёриком Фрисландским, он же Ютландский, - датчанином по происхождению) именно Ладогу избрал своим "стольным городом". Этим он продолжил уже установившуюся местную традицию.
Тем не менее, гипотеза о том, что Рерик Фрисландский именно наш летописный Рюрик является спорной. Подробное обсуждение этой гипотезы вот тут.
Читайте другие мои статьи на эту же тему:
О чем нам хочет рассказать погибшая дружина
Почему о Рюрике не упоминают скандинавские саги?
Где, как и когда умер Вещий Олег?
Что за варягов привел на Русь князь Владимир?
Что делали викинги в Ярославской области? Велесов путь
Археологическое открытие 2021 года, проливающее свет на становление Древней Руси
Варяжская крепость в сердце Руси
О Варягах, Русах и о том, какая между ними связь
Еще много каналов, достойных вашей подписки: