Найти тему

Почему инфляцию регулирует Центральный Банк, а не правительство

Современная монетарная теория уходит корнями в тождество Фишера. Суть его очень проста: количество денег в экономике (М), умноженное на скорость их обращения (V) тождественно равна сумме произведенных транзакций по покупке товаров (PQ).

MV≡PQ

Тождеством оно является, т.к. V= PQ/M. Иначе измерить сколько транзакций обслужил условный рубль денежной массы невозможно. Скорость обращения стабильна, т.к. зависит от технологии расчетов, развитости банковской системы и краткосрочно ее принимают за константу.

Q - количество товара, также является неизменным на протяжении 3-6 месяцев. Производители не успеют значительно перестроить цепочки поставок, купить больше станков, нанять и обучить персонал за столь короткий срок. Поэтому любые действия Центрального Банка имеют временной лаг в те самые 3-6 месяцев, что осложняет регулирование такой инерционной системы как национальная экономика.

Таким образом, на коротком временном отрезке и V, и Q условно неизменны, следовательно, цены напрямую зависят от денежной массы. Это очень простая логика, которая легко воспринимается чиновниками. Если нужно затормозить рост цен, следует изъять деньги из системы:

  • повысить ключевую ставку
  • провести валютную интервенцию (раздать всем доллары вместо рублей)
  • повысить нормы резервирования для банковской системы
  • привлечь свободные ресурсы банков на депозиты и в облигации Центрального Банка.

Сокращение денежной массы имеет ряд последствий:

  1. кредитные деньги создаются банковской системой во время выдачи новых кредитов, а люди и предприятия берут меньше дорогих кредитов, а значит меньше покупают товаров
  2. из-за высокой цены денег и их труднодоступности заемщики объявляют дефолты, чем уничтожают еще больше денежной массы
  3. предприятия сокращают персонал из-за падения спроса, чем еще больше сжимают спрос в экономике, запуская механизм рецессии.

Но для сдерживания инфляции здесь и сейчас – это работает.

Правительство также может регулировать инфляцию через налогообложение – это Кейнсианский подход. Временной лаг между снижением налогов и получением роста количества товаров (Q) составляет 3-5 лет. Вспомните 2014 год, когда за счет антисанкций и снижения налогов для сельхозпроизводителей была воссоздана пищевая промышленность России. А.Л. Кудрин тогда говорил тогда, что антисанкции для россиян означают 5 лет потребления товаров со сниженным качеством по высоким ценам. Так и было, но сейчас сыр на полке стоит дешевле, чем в 2014 году, а качество его выше.

Поэтому, выбирая между просадкой доходов бюджета в будущие 5 лет в разгар кризиса и дефолтом наиболее закредитованных людей и предприятий, государство выбирает второе. Монетаризм действует быстрее, а последствия в виде рецессии можно объяснить народу «кризисными явлениями», возникшими в результате: санкций, резкого падения нефти, кризиса за рубежом или любой другой причины. Все эти причины значимы, однако, рецессия – это часто осознанный более простой выбор государства.

Омский Политех | Кафедра "Экономика и организация труда"

#экономика #деньги #инфляция #макроэкономика