Найти тему
Катехизис и Катарсис

Битва при Лас-Навас-де-Толоса

К началу VIII века феодалы исламского халифата Омейядов завоевали контроль над Пиренейским полуостровом у вестготов. Завоеванные территории полуострова стали называться Аль-Андалусом.

Хотя сопротивление немусульманских народов Пиренейского полуострова господству над собой иноземных феодалов началось почти сразу же, оно достигло массовости в XI веке, когда феодалы на севере полуострова начали отвоевывать территории у мусульман (в историю этот период был назван Реконкистой).

В начальном периоде Реконкисты, главной движущей силой были феодалы королевства Леон, однако, в начале XII века, ведущая роль в освобождении Пиреней досталась феодалам Кастилии (ранее — приграничная провинция Леона).

Однако, не только конфликты мусульманских и христианских феодалов раздирали Пиренейский полуостров, но и конфликты христианских феодалов друг с другом. Это осложняло задачу изгнания мусульман с Пиренеев, и осложняло политическую и военную ситуацию в Северной Иберии.

Альфонсо VIII стал королем Кастилии, когда ему было всего два года, в 1158 году. Когда Альфонсо достиг совершеннолетия, он продолжил политику, ранее проводимую другими кастильскими королями, полагаясь на местные иберийские военные ордена, такие как ордена Алькантары, Калатравы и Сантьяго, для защиты кастильско-андалузской границы.

Альфонсо добился значительных успехов в своих ранних военных кампаниях против мусульман. В то время как войска мусульман были заняты кампанией к западу от реки Тахо, против войск португальских и леонских феодалов в начале 1180-х годов, молодой кастильский монарх вторгся в центральные земли Аль-Андалус, осадил Кордобу и захватил замок Сетефилья на полпути между Кордовой и Севильей. Но Альфонсо затем был вынужден перейти к обороне после своего сокрушительного поражения при Аларкосе. Только в 1209 году Альфонсо снова был готов возобновить непрерывные наступательные операции против мусульман.

Разрушительные рейды кастильцев, которые усилились в течение двух лет последних, в конечном счете вызвали ответную реакцию со стороны аль-Насира — халифа мусульман Аль-Андалуса. Направившись в сторону королевства Кастилии с большим войском в июне 1211 года, он осадил замок Сальватьерра, который находился примерно в 60 милях к югу от Толедо (столица Кастилии). Так как войска Альфонсо были разбросаны по всему королевству, он не смог собрать их вовремя, чтобы спасти осажденный город.

Мусульмане громили стены замка Сальватьерра, в конечном счете вынудив гарнизон сдаться через 51 день после осады. Оставив часть своих войск для удержания Сальватьерры, халиф вернулся в Марракеш, уверенный в том, что его ждет дальнейший успех, когда он возобновит наступательные операции на кастильско-андалузской границе следующей весной.

После своего поражения под Аларкосе Альфонсо понимал, что не сможет в одиночку справиться с гораздо большей армией халифата. Он нуждался в дополнительных войсках не только из других христианских королевств Иберии, но также из Франции и Италии. В ответ на прямые просьбы Альфонсо о помощи папа римский Иннокентий III (понимая, что с освобождением Пиреней от мусульман, феодалы-церковники получат новые земли) поручил прелатам христианских королевств Иберии, а также Южной Франции объявить крестовый поход, который Альфонсо возглавит против мусульман.

Также, для усиления нового крестового похода, Иннокентий III уполномочил прелатов даровать индульгенции не только участникам крестового похода, но и богатым людям, которые будут его финансировать. В результате, в Пуату, Гаскони и Лангедоке, а также в северной Италии были подготовлены большие силы, готовые отправиться в Толедо, чтобы принять участие в крестовом походе.

Весной 1212 года крестоносная армия начала собираться в Толедо. Прибыли контингенты из Арагона, Наварры и Португалии, а также Южной Франции и Италии. Единственным Иберийским монархом, отказавшимся участвовать, был король Альфонсо IX Леонский, который имел территориальные претензии к Кастилии.

Крестоносцы покинули Толедо 20 июня и двинулись на юг. Альфонсо намеревался не только вернуть пограничные замки, потерянные им ранее, но и разгромить халифскую армию аль-Насира, если тот встретиться на его пути. Французы, шедшие в авангарде, 24 июня разграбили замок Малагон, затем, 1 июля — замок Калатрава.

Потом разгорелся жаркий спор о разделе добычи из двух замков. Французы полагали, что, поскольку они завладели замками, они должны получить всю добычу, но командиры иберийских войск не согласились с этим. В результате, вся французская армия, кроме 130 нарбонских рыцарей во главе с архиепископом Арно, в гневе отправились домой. Итальянцы также воспользовались этим спором как предлогом, чтобы вернуться назад.

Однако своевременное прибытие короля Навары Санчо с примерно 200 рыцарями компенсировало потери, понесенные в результате ухода иностранных войск. Плюсом ухода французов и итальянцев было то, что слава “будет приписываться знаменитым испанцам, а не северянам”, писал анонимный автор «Латинской хроники королей Кастилии» (примерно между 1217 и 1239 годами).

Не желая тратить драгоценное время на осаду сильного мусульманского гарнизона, удерживающего замок Сальватьерра, Альфонсо обошел его стороной. Он намеревался пересечь горы Сьерра-Морена и попасть в самое сердце мусульманской Испании. Через два дня после того, как крестоносцы выступили из Толедо, халиф аль-Насир повел свою армию на север от Севильи. Двигаясь на северо-восток, аль-Насир повел свою армию мимо Кордовы, а затем повернул на север, в пустынные горы Сьерра-Морена. Длинная колонна мусульманских войск поднялась на перевал Мурадал, где разбила лагерь, ожидая следующего шага христиан. Мусульманские войска рассыпались веером на возвышенности по обе стороны перевала. Блокируя проход, аль-Насир стремился помешать крестоносцам достичь территории Альмохада в бассейне Гвадалквивира на юге.

12 июля Альфонсо достиг перевала Мурадаль и обнаружил, что он прочно удерживается армией аль-Насира. Альфонсо повезло, когда его разведчики нашли местного пастуха, который вызвался провести крестоносцев через скрытый проход к западу от мусульманских позиций. Двигаясь тонкой колонной через узкое ущелье, крестоносцы вошли в Меса-Дель-Рей. В этот момент у аль-Насира не было иного выбора, кроме как вступить в бой против войска Альфонсо, продвигавшегося к самому сердцу мусульманской Испании.

Халиф передислоцировал свою армию в южные предгорья Сьерра-Морены, надеясь вступить в бой с небольшой армией крестоносцев. Здешняя местность состояла из каменистых холмов и крутых оврагов. 13 июля обе армии оказались в пределах видимости друг друга. Следующие два дня они провели в мирных переговорах, которые не дали никаких результатов, и 16 июля обе армии готовились к бою.

Войска Альфонсо состояли из тяжелой кавалерии и пехоты. Воины были облачены в кольчуги, шлемы и щиты. Всадники Альфонсо были вооружены длинными копьями и мечами, а пехотинцы — длинными копьями и топорами. В отличие от них, армия аль-Насира состояла в основном из легкой пехоты и лучников (как пеших, так и конных) и небольшого контингента ударной кавалерии. У мусульманских пехотинцев были мечи, копья, булавы, топоры и луки. Широкая, открытая местность плато значительно благоприятствовала мощной кавалерии испанцев, по сравнению с более легкой мусульманской.

В решающей битве, развернувшейся 16 июля, аль-Насир был побежден более опытным кастильским королем.

Победоносная армия испанцев уничтожила более половины армии халифа и приобрела большую добычу, когда захватила лагерь аль-Насира, в котором было золото для оплаты жалования его воинов. Династия халифов-Альмохадов, к которой принадлежал и аль-Насир, раздираемая внутренними феодальными склоками, не пережила 13-го века.

Победа укрепила как положение короля Кастилии, так и укрепила кастильских феодалов в их власти над Центральной Иберией и поставила мусульман на территории Пиренейского полуострова в оборонительное положение на очень долгое время.

Автор - Владимир Зырянов