Найти тему
Рязанские ведомости

Заслуженная артистка России служит в Рязанском ТЮЗе полвека

Светлана Гузикова: «Театр – это то, что меня вдохновляет»
Светлана Гузикова: «Театр – это то, что меня вдохновляет»

– Как приехала в Рязань сразу после окончания Саратовского училища в 1972-м, так и осталась здесь, живу и работаю, – говорит Светлана Николаевна.

Мы говорим с ней в ее театральной гримерке незадолго до юбилейной даты (10 марта) в свободный от спектакля день. Сейчас актриса занята в двух спектаклях: «Анна Снегина» (Старуха) и «Гроза» (Кабанова).
А вот в ее творческом портфолио – десятки серьезных и комедийных, но одинаково замечательных ролей. Но когда я спрашиваю о любимых, Светлана Николаевна задумывается.

– По значимости, наверное, скажу. Екатерина в «Царской охоте» – роль политическая, и монологи ее серьезны. Чтобы со знанием дела их произносить, надо и лицо умное делать, и в государственных делах разбираться (актриса чуть лукаво улыбается – Л.Т.).

Из других ролей актриса отмечает характер Шарлотты Ивановны в «Вишневом саде» А.П. Чехова. По признанию Светланы Николаевны, роль развивалась и менялась вместе с ней самой.

– Конечно, это роль комедийная, но с драматическим уклоном. Чехов – это бездонный материал для актера. Сложный, но очень интересный, – говорит она.

С Чеховым связана и несыгранная роль в творческой биографии актрисы.

– Я начинала репетировать роль Маши из «Трех сестер» с режиссером Сергеем Константиновичем Кузьминым, – вспоминает Светлана Николаевна. – Успела увлечься этой ролью, как вдруг нас собрал режиссер и сказал, что работа над спектаклем прекращается: не может он ничего придумать. Извинился, а мы расстроились. Я люблю Чехова.
В числе любимых – и роль Павлы Петровны, матери Михайло Дмитрича Бальзаминова в спектакле «Женитьба Бальзаминова» по пьесе А.Н. Островского (Спектакля уже нет в репертуаре 2021-2022 гг.). Эта роль, по словам актрисы, дает простор для выражения любящего материнского характера.

«Детство 45-53: а завтра будет счастье»
«Детство 45-53: а завтра будет счастье»

Чуть позже я замечу, что, говоря о своих ролях, актриса увлекается и словно вновь проживает каждую фрагментами. Так бывает, только если очень любишь свое дело. И потому я не могла удержаться от того, чтобы не спросить:

– Если бы не актрисой, то кем вы могли бы стать?

– Другого занятия для себя я не представляю, – слышу в ответ.

Но после окончания средней школы Светлана Николаевна работала в школе пионервожатой: мама мечтала, чтобы старшая дочь стала педагогом. Уступив поначалу матери, Светлана все же решила иначе. Девушка поступила в Саратовское театральное училище.

– Я готовилась быть драматической актрисой, «героиней» и при распределении предложение режиссера Преображенского из Рязани работать в Театре юного зрителя сначала не восприняла серьезно, – говорит Светлана Николаевна. – Как оказалось, напрасно!

«Анна Снегина», 2020 г.
«Анна Снегина», 2020 г.

– А почему вы остались служить в Рязанском ТЮЗе?

– Меня театр вдохновляет. Молодость, энергия, задор и влюбленность в профессию – все это было и есть в театре. Здесь. У меня было немало драматических ролей в вечерних спектаклях, но после спектакля «Иван да Марья», где я играла роль клоунскую по сути, одну из сестер Марьи, я полюбила и сказочные роли. И с удовольствием их играла. Именно роли в сказках дают актеру наработки многохарактерности. Позднее, когда ролей стало поменьше, мне иногда хотелось даже курью ножку избушки Бабы-Яги сыграть – столько в ней всего сокрыто! (смеется).

– Как в одном человеке, пусть он даже и актер, «уживается» столько разных героинь? Из какого заветного «сундучка» достаете вы характеры? – делаю я попытку услышать от актрисы секрет ее профессии.

слышу от нее:

– Ну это все-таки трудно сказать.

После небольшой паузы Светлана Николаевна добавляет:

– Темпоритм в каждой роли свой должен быть, внутренний настрой…

– А без каких качеств актер не состоится? – услышать мнение Заслуженной артистки России Светланы Гузиковой важно не только мне, но и начинающим ее коллегам.

– Без работоспособности, – без промедления отвечает актриса. – Это первое обязательное качество для актера. Даже если он подает большие надежды как актер и режиссеру, и зрителям, он должен очень много работать и думать.

«Анна Снегина», 1980 г.
«Анна Снегина», 1980 г.

– Над чем?

– Над ролью, над характером, который ему предстоит сыграть. А чтобы было, над чем думать в роли, надо много читать. Обсуждать все неясные вопросы, если они есть, с режиссером, с партнерами по спектаклю.
Еще одно обязательное, по мнению Светланы Николаевны, для актера условие – быть в хорошей физической форме. В театре юного зрителя физические нагрузки немаленькие, и их нужно выдерживать. Светлане Николаевне помогает в этом гимнастика, танцы, спорт – всем этим она занималась много лет. Кстати, она до сих пор танцует.

– Каков сегодняшний зритель? Как вы с ним взаимодействуете?

– Я вижу каждого зрителя в нашем зале. Конечно, я не рассматриваю никого пристально, но в своих ролях обращаюсь к конкретным зрителям в середине зала или на последних рядах. Без того, чтобы установить со зрителем контакт, нельзя играть спектакль.

– В вашей творческой биографии была работа с Александром Абдуловым. С ним вы играли пять спектаклей…Что дал вам этот опыт?

– Мы играли спектакль «Дорогая Памела». Он опоздал на спектакль, и мы играли без репетиции, экспериментировали. Он очень внимательно и по-доброму относился к партнерам на сцене, это запомнилось. Как и то, что он сразу задал высокий темп и ритм нашему спектаклю. Мы сразу «подтянулись» и играли с ним на одной волне. Но позже он признался, что наша постановка более компактная и более живая…

«Дорогая Памела»
«Дорогая Памела»

– Что в спектакле остается «за кадром»?

– Мы так любим, когда актеры забывают текст. Не подумайте ни о чем плохом: мы всегда в таких случаях друг друга выручаем и поддерживаем. Но всегда интересно: как выкрутится тот или иной актер, да еще так, чтобы зритель этого не заметил. Бывает, что именно в таких ситуациях раскрывается иногда новое в характере самого актера, какая-то новая черточка, поворот, находка… И экспромты случаются замечательные!

– В каком случае совместная работа актера и режиссера над ролью будет обязательно успешной?

– Это происходит тогда, когда они друг друга слышат и понимают. Я очень люблю самостоятельно работать над ролью, при том, конечно, что я знаю, какую задачу ставит мне режиссер, и выполняю ее. Сегодня такая возможность у меня есть, и это замечательно.

– Что для вас главное в театре?

– Прежде всего, работа. Это безусловный приоритет. Так было в моей жизни всегда. Так это и сейчас. Я вдохновляюсь жизнью в театре. И сама жизнь – театр.

Людмила Трухина
Фото предоставлено Театром на Соборной

Друзья! Уважаемые читатели "Рязанских ведомостей"! Присоединяйтесь к нашему каналу) Подписывайтесь! Ставьте лайки!

Еще больше новостей и интересных материалов вы найдете на сайте https://rv-ryazan.ru/

Другие материалы Людмилы Трухиной вы найдете здесь.

#рязанские ведомости #рязань #творчество #театр #драма #спектакль #антон чехов #александр абдулов #театр на соборной #заслуженная артистка