Мишель Фуко (1926–1984 гг.) прошел путь своего интеллектуального становления от базового философского образования к психологии и психиатрии (1950 г. – диссертация по психологии и работал в психиатрической клинике) до философа-историка с профессорской кафедрой, которая носила название – кафедра структур мышления) в Коллеж-де-Франс.
Оценить политические предпочтения и научные интересы М.Фуко крайне трудно, об этом говорил даже известный историк религии Жордж Дюмезиль, который был научном руководителем Фуко(1).
Да и сам Мишель Фуко писал, что побывал с шаблонами разных политических воззрений в глазах общественности, но они его не исчерпывает: «Я полагаю, фактически мне удалось побывать на большинстве клеток политической шахматной доски, на одной вслед за другой и иногда одновременно на нескольких: мне удалось почувствовать себя анархистом, левым, мнимым или замаскированным марксистом, нигилистом, явным или тайным антимарксистом, прислужником голлизма, новом либералом etc…»(2).
Однако интересны в первую очередь научные взгляды философа. И здесь тоже нельзя дать однозначной оценки, в работе «Ницше, Фрейд, Маркс» Фуко дает понять, что ему близки идеи мыслителей, имена которых вынесены в заглавии книги, однако с оговоркой на более глубинный анализ марксистских идей.
Фуко очень ценил структурализм и считал методологией, удовлетворяющей современный для его времени уровень гуманитаристики: «структурализм – это не новый метод, это пробужденное и встревоженное сознание современной мысли»(3).
В работе «Порядок вещей» М.Фуко выделяет три эпистемы (системы мышления – парадигмы восприятия научного знания):
1) Ренессанс - эпоха господства аналогий в научном мышлении.
2)Классическая эпоха - период, когда идея анализа и синтеза информации господствовала в науке.
3) Современная эпоха – время слома старых идея, их деконструкция. Фуко считал человека изобретением современной эпохи и, следуя за Ницше предрекал его скорый конец(4).
1. Палмер. Д.А. Пятьдесят современных мыслителей об образовании. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. С. 280.
2. Faucalt M. Polemics, Politics and Problematisation // The Foucault Reader. N.Y.: Pantheon Books, 1984. P. 383-384.
3. Faucalt M. The Order of Things. N.Y.: Vintage, 1970. P. 208.
4. Палмер. Д.А. Указ. Соч. С. 283.
#философия #образование #биографии #наука