Найти в Дзене
Катя Цыганенко

Профессия: кастинг - директор или каково это быть HR в кино?

При создании любого аудиовизуального произведения (кинофильм, рекламный или презентационный ролик) задействовано большое количество профессионалов, все они объединяются в департаменты, согласно своему функционалу. Актёры - это творческий состав команды, в их контракте так и написано: «Исполнение» – творческая деятельность актера в соответствии с договором по исполнению роли, соотвественно, «Роль» - образ персонажа, воплощаемый актером в фильме, посредством актерской игры. 

Как актёры получают свои роли? 

Режиссёру во время подготовки хватает забот (какая камера, локация, реквизит и тд), ему самому не вариант искать людей. Для этого есть специальный человек: кастинг - директор. Профессия неординарная, как и люди в ней. Чтобы работать на этой должности, необходимо обладать междисциплинарными навыками: с одной стороны быть блестящим визуалом - понимать в ресурсах человеческой внешности и видеть разницу в чертах лиц разных эпох (насмотренность и вкус - это все для КД: живопись, кино, скульптура, путешествия, социальные сети - словом, все источники, откуда можно подчерпнуть дух времени), с другой, разбираться в нормативно - правовых документах в кинопроизводстве, иметь организаторские способности и навыки режиссуры (снимать актёрские визитки, пробы, делать поправки по самопробам актеров, поставить актёру задачу в кадре и тд).

Научиться этой профессии в вузах, в рамках высшего профессионального образования пока невозможно, только курсы переподготовки, что уже хорошо, потому что раньше, когда эта должность только отделилась от ассистента режиссёра по актерам, никто толком не знал, какие задачи должен выполнять КД и каков должен быть его багаж знаний. Сфера была «закрытая», для своих. Сейчас, профессия становится более открытой, появляются методологии обучения (автор статьи создатель одной из них).

Необходимо понимать, что профессия «закадровая», когда фильм имеет успех у зрителя, все внимание достаётся режиссёру и актёрам, это уже традиция. Случаи, когда КД буквально «отстоял» актёра у режиссёра и продюсера в проект, не так редки, потому что КД, помимо чуйки, насколько актёр сделает эту роль ещё видит и ансамбль в целом. 

Актёрский ансамбль - это не только про эстетическую гармонию лиц (вспомните фильмы, где вы не могли поверить, что герои - парочка, пример неудачного ансамбля), но и про общую стилистику актёрского исполнения. Да, в кино есть монтаж и звук - это помогает усилить эмоциональное воздействие на зрителя, но то самое «верю» возникает в бессознательном только при убедительной игре актеров в сцене.

Фото: Hate. agency
Фото: Hate. agency

Параллель с HR - менеджером очень условная, хотя рабочие алгоритмы похожи. Раньше актеров утверждали и рассматривали на проект только в рамках очных встреч на пробах. Сейчас (началось все за несколько лет до пандемии), всех подряд уже не зовут на личные встречи. Сначала КД смотрит анкеты актеров на специальных ресурсах (Кинолифт, Castingcraft и тд), кого - то смотрит из шахматок (презентации актёрских агенств) или по своим прошлым проектам. Анкета актёра содержит информацию об уровне образования, опыте, навыках, а также профессиональные фотографии (о них мы будем говорить подробно в постах) и видеовизитку. Далее, если этот фильтр пройден, то актеру могут предложить записать самопробы или сразу позвать на очный кастинг (это зависит от формата проекта). Казалось бы, что современные технологии позволяют упростить жизнь КД, но это не так. Из - за того, что профессиональные актёры заканчивали театральные вузы (где не учат работе с камерой и различным протоколам киноиндустрии), то для многих запись визитки и самопроб - это настоящая проблема. О разнице миров кино и театра в жизни актёра я ещё не раз буду писать, в частности именно это и сподвигло меня вести блог. 

#киноиндустрия #актеры #кастинг #медиа #шоубизнес #закулисье