Возвращаясь к глобальному аспекту интеллекта, в первом десятилетии двадцатого века британский исследователь Чарльз Спирман пришел к выводу, что существует общий фактор, пронизывающий все аспекты интеллекта. Он назвал этот общий фактор g. Спирмен также признал, что существуют специфические умственные способности, и он назвал этот фактор s. Спирмен заметил, что люди, которые хорошо справились с одним тестом на умственные способности, как правило, хорошо справлялись с другими, а люди, которые плохо справлялись с одним из них, также имели тенденцию не для того, чтобы преуспевать в других. Спирман разработал метод статистического анализа, который он назвал факторным анализом, который исследует закономерности индивидуальных различий в результатах тестов и, как говорят, обеспечивает анализ основных источников этих индивидуальных различий. Факторный анализ данных тестов Спирмена подсказал ему, что всего два видов факторов лежат в основе всех индивидуальных различий в результатах тестов. Первый и более важный фактор Спирмен назвал "общим фактором", или g, который, как говорят, пронизывает производительность при выполнении всех задач, требующих интеллекта. Другими словами, независимо от задачи, если она требует интеллекта, она требует g. Второй фактор конкретно связан с каждым конкретным тестом. Но что, собственно, такое g? В конце концов, называть что-то общим фактором - это не то же самое, что понимать, что это такое. Спирмен не знал точно , каким может быть общий фактор, но в 1927 году он предположил, что это может быть нечто , что он назвал "ментальной энергией".
Заинтересованный природой специфических умственных способностей, американский исследователь Луис Терстоун провел факторный анализ тестов интеллекта в 1930-х годах. Факторный анализ - это математический инструмент, который позволяет исследователю извлекать значимые кластеры из набора данных. Основываясь на своем анализе, Терстоун пришел к выводу, что существует по меньшей мере девять основных умственных способностей. К ним относятся индуктивные рассуждения, дедуктивные рассуждения, беглость слов, скорость восприятия, вербальное понимание, беглость речи, память, пространственная визуализация и математика.