Уважаемые коллеги. Друзья! Хочу поделиться с вами историй жизни и творчества выдающегося живописца, «Народного художника СССР» Савицкого Михаила Андреевича. 1922-2010 г.
Савицкий прославился своими работами в области монументальной живописи, посвящённой военной тематике. В основе его произведений лежат личные впечатления от поступков нацистов. Картины написаны в «суровом» стиле, стали символами трагедии людей и жестокости палачей. Они выставлены в Минском Музее Великой Отечественной войны и в Третьяковской галерее.
Молодость Михаила Андреевича пришлась на тяжёлые времена нашей страны и всё, что он пережил, нашло отклик в его творчестве.
В 1940 году был призван в Красную Армию. С ноября 1941 года принимал участие в обороне Севастополя, воевал геройски, за что был дважды представлен к ордену «Красного Знамени» и медали «За отвагу». В июле 1942 г. на пятые сутки после падения обороны города, без воды и продуктов, в составе сводного подразделения, продолжал вести бой у Херсонесского маяка, где попал в плен. Концентрационный лагерь Красный под Симферополем. Пытался бежать, но неудачно, за что был направлен в лагерь в Дюссельдорфе. Там вступив в подпольную организацию, занимался саботажем и организовывал побег. Был направлен в Бухенвальд, далее в Дахау. В составе группы совершил побег, но вновь неудачно. Выживших не расстреляли, а поместили в штрафной изолятор тифозного барака и приговорили к голоду на 20 суток. Там точно никто не выжил бы. На 18-е сутки заключения, 29 апреля 1945 года, концлагерь Дахау был освобождён американцами.
Пройдя проверку и лечение, Савицкий продолжил службу в армии на территории Германии и Венгрии до 1947 года. После демобилизации вернулся в Белоруссию. Учился в Минском художественном училище и в институте им. Сурикова в Москве. Посвятил себя творчеству. И то, что он видел на войне, в концентрационных лагерях, свидетельства преступлений нацистов, всё это Савицкий старался донести до всех нас.
Я приведу лишь несколько его работ из легендарной серии «Цифры на сердце».
Работа «Узник 32815» написана в 1976 году. Это автопортрет. Таков был художник, после освобождения из лагеря. Полосатая роба на живом скелете, но кисти рук сжаты, что выдаёт несломленный дух и волю. Глаза на обтянутой кожей черепе наполнены страданием и в них читается огромный опыт человека, насмотревшегося за свою короткую жизнь такого, что и на десятерых много будет. Треугольником красного цвета на робе отмечали пленных советских красноармейцев. А на груди, как раз напротив сердца, висит бирка с личным номером арестанта, 32815. Вот эти цифры личного номера и стали символом серии картин, посвящённых героизму и подлости концентрационных лагерей. Цифры на сердце.
А подлости, мерзости и садизма в лагерях хватает с избытком. Меня всегда интересовала психология и мотивы поведения капо, этих добровольных помощников лагерной охраны. Тоже кстати, интересное поведение у данных личностей. Что ими двигало? Стремление выжить, во что бы то ни стало, любой ценой продлевая собственную жизнь, за счёт жизней арестантов. Стараться выполнить любой приказ, угодить и услужить, тем самым получить хоть толику эфемерной власти над окружающими. Наверняка всё это являлось мотивирующими поступками.
Работа «Надзиратель» написана в 1979 году. Капо, такой же арестант, но добровольный помощник лагерной администрации, с отличительной повязкой на рукаве и с символом власти,- палкой. Капо медленно убивает другого арестанта, не выполнившего план. Убивает, чтоб угодить надзирателю и продемонстрировать свою лояльность режиму. Надзиратель равнодушен и спокоен, он лично никого не убил, эту грязную работу сделали за него. Причём сделали добровольно, без принуждения! И таких убийств надзиратель видел уже много, потому и свершаемое деяние для него не в новинку, обычная служебная рутина. Сейчас он пойдёт в караулку, составит рапорт о санации очередного заключённого и отправится в столовую, где с аппетитом пообедает. Рутина.
Работа «Летний театр» написана в 1976 году. На местном лагерном жаргоне, «Летними театрами» назывались ямы для сжигания трупов. На этой картине мы видим груду мёртвых тел, которые сгребли в яму для дальнейшей утилизации. Охранник показывает, куда и как именно надо сгружать, а оператор бульдозера с подобострастием внимает ценному указанию. Очень эмоционально насыщенная картина. Тут есть сострадание к убитым людям, и жуткая громадина механизма утилизации, звероподобная сущность охранника и угодливый холуй, склонившийся в позе почтения. Этот человек давно и безвозвратно утратил самоуважение, став помощником палачей.
Интересный факт. В 1980 году, во время выставки во Дворце Искусств в Минске, где демонстрировались работы цикла «Цифры на сердце», случился скандал. Предметом стала эта картина, на которой бульдозерист имеет отличительную нашивку «еврей». Кто-то решил, что пособниками фашистов были евреи. Версия бредовая, но она попала в СМИ и позже ещё долго обсуждалась на уровне Республиканского руководства.
Михаил Савицкий позднее говорил:
«- По мнению некоторых горячих голов, выходило, что этой картиной я оскорбил всех евреев. Но я-то знал, что пишу. Ведь факт, что среди тех же жестоких капо, а также в зондеркомандах, которые сжигали трупы, было много евреев. Это не помощник. Это тоже жертва. Узники из зондеркоманд позднее обязательно уничтожались. Это было жестокое время, и оно не было однозначным».
Работа «Танец с факелами» написана в 1979 году. Тела приготовлены к сожжению. Человеческие тела прописаны анатомически грамотно и пропорционально, имеют золотистый оттенок и выигрышно смотрятся на фоне набегающей своры чертей с факелами. Да, именно так воспринимается зондеркоманда, как вырвавшаяся из потустороннего мира нечисть.
Работа «Канада» написана в 1978 году. «Канадой» в лагере называлось место сбора ценных вещей, драгоценностей и украшений. Этап пригонялся в концлагерь, где проходил осмотр, фильтрацию и в дальнейшем отправлялся на уничтожение. Предварительно изымались драгоценности. Вот на таком пункте сбора ценностей мы и видим лагерное руководство, занятое подсчётом изъятого. У руководства своё получение удовольствия, любуется драгоценностями, а рядовой состав развлекается по своему, травит собаками женщин с детьми.
Работа «Поющие лошади» написана в 1978 году. Тут тоже развлечение у охранников. Арестантов, впрягшихся в телегу и вывозящих умерших товарищей, заставляют петь. Такой вот изысканный юмор уберменшей.
Работа «Побег» написана в 1974 году. Это сцена побега заключённых из концентрационного лагеря. Измученные голодом и работой люди, карабкаются через колючую проволоку под током, попадают под пулемётный огонь с вышек охранников. Безнадёжное казалось бы предприятие. Многие гибнут тут же, падая под ноги беглецов. Обычно из таких групп, спасшихся были единицы, все прочие гибли или во время побега или позже. Но только побег мог дать шанс выжить, оставаясь человеком или по крайней мене, умереть свободным.
Работа «Отбор» написана в 1978 году. Из женщин, попавших в лагерь, отбирались для медицинских опытов лишь самые здоровые, молодые и красивые. Остальные уничтожались. И вновь художник выделил золотым оттенком то живое и ценное, что есть в картине. На заднем плане груды холодных и мёртвых тел, то будущее, которое ожидает отобранных женщин. А те, кто совершают сортировку, помещены автором на передний план. Чёрный цвет формы противопоставлен жизни, это форма той цинично-деловой нечисти, несущей смерть. Несвежее полотенце, которым вытираются руки, по цвету перекликается с грудами мертвечины и от него тоже веет гибелью. А ещё глаза убийц. Их холодный равнодушный взгляд. Пустые и холодные, как оловянные пуговицы.
И что самое жуткое, такие глаза мне попадаются у некоторых людей в наше время. Нет в них жизни и доброты, лишь равнодушие и пустота. Такие люди способны убить, искалечить или унизить. Сделают это с лёгкостью и не задумываясь о происходящем. Такая это порода. Порода равнодушных убийц.
Спасибо Михаилу Савицкому за его «Цифры на сердце», они помогают противостоять равнодушному взгляду убийц. Это действительно Сила Искусства.