Найти тему

«Иван Денисович»: размышления о фильме Глеба Панфилова

Оглавление

Фильм Глеба Панфилова «Иван Денисович» (2021) — не о том, о чем писал Солженицын. Фильм получился о том, как человек пошел воевать, попал сначала в немецкий плен, затем в отечественный ГУЛАГ, и в результате обрел Бога.

Филипп Янковский в роли Ивана Денисовича. Кадр из фильма.
Филипп Янковский в роли Ивана Денисовича. Кадр из фильма.

История Шухова: и парад, и плен, и ГУЛАГ

Первые кадры сразу являют чудо — светлое пятно среди тайги, волшебно освещенное фонарями и луной. И только в приближении мы видим, что это лагерь за колючей проволокой, к которому подходит странница в черном (Инна Чурикова). Она успевает аккуратно снять тлеющую папироску с мехового отворота тулупа, в который одет молодой охранник, заснувший на посту. Словно Богородица явилась в обитель несвободы и страданий, чтобы предотвратить беду.

В книге «Один день Ивана Денисовича» описан действительно один день, таких дней, похожих друг на друга, в жизни политзаключенного было более трех тысяч за десять лет срока.

Фильм же построен как житие простого человека Ивана Денисовича, который прошел сквозь ад и сохранил себя.

Глеб Панфилов последовательно, без флешбэков, рассказывает историю Шухова, начиная от его триумфа, когда бравый красноармеец-артиллерист в первые дни войны едет на столичный завод получать пушку, затем неожиданно с этой пушкой попадает парад 1941 года, с которого наши войска прямиком отправлялись на фронт. На параде Шухов видит на трибуне Сталина и Буденного и счастлив от этого. Затем, пробираясь к своим, группа Шухова вместе в арт-орудием нарывается на фашистские танки и успешно громит их — и это снова счастье и гордость.

Но обстоятельства быстро меняются. Фашисты, к которым попадают в плен оглушенный ответным ударом Шухов вместе с одним из своих солдат — еще не ад, это, скорее, чистилище, проверка на способность к вере и на смирение. Немцы гонят толпу пленных по заминированной дороге, расстреливая трусов и тех, кто пытался бежать. Шухов покорен судьбе. И здесь случается новое чудо — ангел в образе дочери проводит Ивана Денисовича мимо мин. Ничего подобного у Солженицына, конечно же, не было.

10 дней до свободы

Дальше все, как в рассказе — Шухова и его напарника забирают особисты, обвиняют в измене и шпионаже, сажают на 10 лет в лагерь — фактически за то, что страна не была готова к войне.

И дальше, где-то с середины фильма, действительно начинается один день Ивана Денисовича, но в фильме это не рядовой день, это самый важный день — день прихода к вере в Бога.

До выхода на свободу Шухову остается ровно 10 дней, и надо провести их максимально осторожно, чтобы ничем не спровоцировать охранников и не добавить себе новый срок. Все знают, что если очень ждешь чего-то — чем ближе событие, тем труднее ожидание, и кажется, что время остановилось. Именно в такой момент мы и застаем Ивана Денисовича.

Еще в начале этого тяжелого дня Шухов спорит с баптистом Алешкой, который настаивает на справедливости существующего порядка. Он не согласен с Алешкиным аргументом: радуйся, что в тюрьме, на воле у тебя нет времени подумать о душе. А значит, все происходящее правильно.

В царстве тотальной несвободы. Кадр из фильма.
В царстве тотальной несвободы. Кадр из фильма.

Для Шухова самое святое в жизни не Бог, а его дочери, оставшиеся без родительского догляда. Если в повести Солженицына о смерти жены Шухова ничего не говорится, то здесь тема сиротства дочерей усилена, девочки мало того, что осиротели и живут в детдоме, где их каждый обидеть может, так еще в тот же самый день надзиратель сует в руку Шухову письмо от одной из дочек, которое тот не может читать без слез. И от этого желание вернуться на свободу жжет его еще более нестерпимо.

Явление чуда в карцере

Герой Солженицына в исполнении Филиппа Янковского — мученик, проделавший путь от гордящегося своей страной советского человека до изгоя, приспособившийся за десять лет унижений ко всему, научившийся выживать в любых условиях. Он не разучился радоваться мелким удачам — не попасть в карцер, не лишиться пайки, получать удовольствие от труда, пусть даже подневольного.

Но Панфилов ведет Шухова дальше, к вере. Чудеса продолжаются — потерянный неучтенный мастерок, с помощью которого Шухов самозабвенно вел кирпичную кладку, вдруг сам собой оказывается в нужный момент у него в руках. А в трудный момент на экране снова появляется старица (или сама Богородица?), которая подбадривает Шухова — у него прибавляется энергии, будто он хорошо выспался и сытно поел.

Старица-утешительница (Инна Чурикова). Кадр из фильма.
Старица-утешительница (Инна Чурикова). Кадр из фильма.

Вечером «одного дня» Шухов, боявшийся весь фильм чем-то прогневить охрану, все же совершает роковую ошибку — вступается за товарища. Карцер, когда свобода уже так близка, звучит как приговор. Десять дней холодного карцера — это инвалидность или верная смерть, а у него дочери… Но когда Шухов, скорчившись на скамье, уже почти умирает от отчаяния, чья-то невидимая рука вбрасывает в карцер его телогрейку и ушанку. И тусклый свет загорается ярче.

Если смотреть фильм, как иллюстрацию к рассказу Солженицына или искать актуализацию мыслей писателя с точки зрения 21 века, то фильм покажется провальным и неинтересным. Но если воспринимать его не как один день, а как житие Ивана Денисовича, то все встает на свои места.

Фото с сайта Кино-Театр.ру.

Даже не спрашиваю, что вы об этом думаете, но буду рада, если поделитесь своим восприятием фильма.

Если вам интересно, подписывайтесь на мой канал.

#кино #иван денисович #кино и книги круглый год #глеб панфилов