Работа с Джоном К. не всегда была грязная и тяжелая. У него, кроме строительства бассейнов, был еще один бизнес - он продавал матрешки и всякие другие русские поделки и сувениры. С этой целью он регулярно, пару раз в год, а то и чаще, летал в Москву, где на Измайловском рынке делал капитальные закупки. Каждый раз он посылал несколько коробок по почте, и еще набивал с собой несколько чемоданов. Ему отечественные народные умельцы должны бы матрешку сделать с его изображением, в полный рост. За вклад в их бизнес.
С этим добром он ездил по Америке, на всякие выставки-продажи сувениров и коллекционных вещей, а также на передвижные ярмарки. Позднее и мы с Аленой и детьми будем ездить с его матрешками по разным выставкам. У нас дело шло лучше - мы были по-настоящему русские, и внушали больше доверия, а также вызывали больше любопытства. Помню в один день мы тысячи на полторы-две продали матрешек, дед морозов, шкатулок.
А по воскресным дням мы часто отправлялись на огромный, самый большой в этой части США блошиный рынок. Там Джон на постоянной основе снимал место под палатку. И вот, часа в 4 утра мы грузимся в грузовик Джона (в тот самый, на котором мы ездили за окаменелостями), и отправляемся в путь. Ехать часа полтора. Но потом еще надо и раскинуть палатку-павильон, и красиво расставить матрешки. Это не такая простая работа - торговать на рынке. И уж, кажется, совсем не моя. Но тем не менее торговали, и интересно, весело было. Постоянно подходили люди, которые как-то интересовались Россией, читали что-то, смотрели по телевизору. Всем интересно было поговорить с настоящими русскими. Тогда у американцев еще не было предубеждений на этот счет. Да и теперь нет, разве что у политиков.
Когда я был с Аленой, я иногда оставлял свой торговый пост и отправлялся бродить по рынку. Как я уже упомянул, он был необъятных размеров. Купить на нем можно было все - от бумажный салфеток до пулемета Максим, вместе с тачанкой. Торговцы были интересные типы. Были простые, типа как в России на базарах, а были и профессионалы, ездящие со своим скрабом от рынка к рынку, от ярмарки к ярмарке. Таких было сразу видно, они напоминали мне профессиональных циркачей. Они раскидывали свои палатки в считанные минуты, и могли бы сделать это еще быстрее и с закрытыми глазами. У них были разбитные авто, фургончики, в которых они и жили. Среди таких было немало цыган, а кто цыганами не были, очень на них походили.
Но весь этот базар, вся территория принадлежала группе людей гораздо более колоритной, чем цыгане. Это были амиши. И вся земля кругом, на десятки миль, была землей амишей. Выглядели они все как родные братья и сестры, потому что на протяжении многих поколений оставались закрыты к приему новых людей. Да к ним особо никто и не рвался. Мужчины, как двое из ларца, одного лица, с одинаковыми квадратными бородами, казалось, дышали здоровьем и силой средневекового крестьянина. На щеках у них играл такой здоровый румянец, в плечах чувствовалась такая молодецкая удаль, что рядом с ними я чувствовал себя хилым горожанином.
Все они были бородачи, носили шляпы, а поверх холщовых рубашек непременно были натянуты поддяжки. Наверное, у всего этого есть какой-то символизм, как у ортодоксальных евреев - пейсы и кафтаны. Женщины тоже по виду были такие, что коня на скаку остановят. Эдакие полнокровые, полнотелые датчанки, и все в одинаковых сарафанах и чепчиках. В общем, полнота жизни, избыток даже, приторность, как на натюрмортах датских художников. Говорят, правда, что есть у амишей и какие-то наследственные заболевания, из-за того, что они все давно друг другу приходятся родственниками, но я, честно говоря, не замечал.
Небольшая справка. Амиши - это религиозное движение, возникшее в конце 17-го века, среди немецких, датских и швейцарских анабаптистов. А в 18-ом и 19-ом веках многие из них, спасаясь от гонений, или просто в поисках лучшей жизни, перебрались в Америку. Там они организовали свои закрытые общины, и жизнь немецкого крестьянина 18-го века навсегда законсервировалась в образе американских амишей. Мне амишы были интересны. Я ходил в их музей, читал о них книжки. Кстати, сейчас в Америке очень популярны всякие бесконечные романы об амишах. Ностальгия по спокойствию, стабильности. Я сам покупал такие по просьбе одного из членов моей церкви в Канаде. Издаются огромными тиражами. Может, мне романы про амишей писать? Разбогатею...
Вообще, амиши решили, может и вполне справедливо, что все, что человеку нужно для жизни - оно уже давно изобретено, найдено, сформулировано и сделано. И не надо ничего нового - это все либо от лукавого, либо просто суета. Пусть мир сходит с ума. Они на это не купятся. Они - верный остаток, единственно правые из всех христиан, вообще из всех, живущих на земле. Ведь они уже триста лет ничего не меняют, даже подтяжки и форму бород. А уж, понятно, за триста-то лет враг много чего придумал, много новых гадостей и искушений. Я, в принципе, согласен.
Так вот, они как бы в стороне от мира, на обочине. Они не ездят на автомобилях - потому что когда амиши возникли, автомобилей не было. А если тогда их не было, а амишы были, значит машины, как более позднее изобретение - это ересь. Поэтому ездят они на лошадях, в закрытых каретах, очень, кстати, комфортабельных. Я б сам в такой ездил. Управляется эта карета тоже изнутри, так что дождь и снег не страшны. По виду карета эта максимально приближена к тем, на каких ездили пионеры этого движения. Но современным амишам пришлось пойти на некоторые уступки, даже компромисс с властями и полицией. Им пришлось оборудовать их кареты фарами, стоп сигналами и поворотниками.
Да, это серьезный компромис. Ведь электричество тоже появилось после возникновения амишей. И поэтому они его не принимают. Вы можете ехать десятки километров через тучные фермерские хозяйства амишей и не увидеть ни единого электрического столба, ни единого провода. Но все же их богословы, которые по сути и руководят общинами, пришли к выводу, что аккумуляторными батареями пользоваться можно - ведь ток в них постоянный, а не переменный, как в сети. А они любят постоянство. Поэтому нет у них в доме никаких электробриборов. А холодильники у них специальные - работают на керосине, как в 19-ом веке.
Хотя есть среди них и новаторы. Помню, ехал я по амишевской дороге с одним русскоязычным парнишкой в машине - хорошим таким парнишкой, умным, но хулиганом. И вот видим - едет машина, а в ней амиши. В традиционных одеждах. И за рулем - квадратное лицо и квадратная борода. Так мой хулиган не поленился высунуться из машины по пояс, чтобы прокричать на всю округу, грозя пальцем: "Грешники!" Я поддал газу.
Амиши любят постоянство, и потому у них менее драматично стоит вопрос отцов и детей. Ведь "в миру" в течении полураспада одного поколения мир так радикально меняется, что детям трудно понять родителей, а родителям - детей. Амиши в значительной степени избежали этого зла. Из поколения в поколение их жизнь не меняется. Дети знают, что когда вырастут, они станут, как их родители - крестьянами и плотниками. Других профессий они не признают. Лошади особо не изменились, пилы и рубанки тоже. И с детства они уже занимаются тем, чем будут потом заниматься всю жизнь. Детки ходят в школу - но в свою, амишевскую. Постороннему человеку можно только догадываться, какие науки они там проходят. Бывает, дети иногда уходят "в мир". И им дается для этого время и возможность. Они должны вернуться не позднее 23.00. Т.е., до двадцати трех лет надо принять решение - с миром ты, или с амишами. Обычно остаются с амишами. Процент уходящих в мир с концами невелик.
Парадоксально, но амиши, без техники и компьютеров, без всего, что принес с собой 20-ый век, преуспевают. Среднестатистический амиш гораздо богаче среднестатистического американца. Они выращивают экологически чистые продукты - все как в Европе в 18-ом веке. И на эти продукты огромный спрос, у них ничего не залеживается. Выращивай что хочешь - все сметут. А чтобы приобрести амишевскую мебель - настоящую, деревянную, без гвоздей и подвохов, все как в том же 18-ом веке - надо ждать ни один год. Да и карман надо иметь большой, чтобы покупать такую мебель. Но все раскупают, на годы вперед.
Так что с деньгами у амишей все в порядке. Да и тратить им их некуда - телевизоров и компьютеров у них нет и не надо, одежда вся своя, еда своя, дома свои. Деньги накапливаются хорошо. И вот тут богословы дали им некоторую поблажку. Ведь, хотя в ту пору, как возникли амиши, не было автомобилей - корабли-то уже были. Ведь приплыли их прадеды как-то в Америку. Значит, можно покупать лодки. И, честно сказать, таких крутых скоростных катеров, как у амишей, я нигде не видел. Живут они в степи, вдали от моря, но перед многими домами на трейлерах стоят длинные скоростные лодки с такими мощными двигателями, что от их рева, кажется, вода в Мичигане выходит из берегов. Иногда они устраивают там гонки, и тогда держись - просто летают. Только вот буксировать эти лодки к Мичигану приходится на лошадях.