В 2022 году Российская государственная библиотека отмечает
160-летний юбилей: 19 июня (1 июля) 1862 года император
Александр II утвердил «Положение о Московском публичном музеуме и Румянцевском музеуме». Коллекция графа Николая Петровича Румянцева легла в основу собрания Румянцевского музеума.
Николай Петрович Румянцев родился в 1754 году в семье Петра Александровича Румянцева-Задунайского и Екатерины Михайловны Румянцевой, в девичестве Голицыной. Он получил воспитание и образование в доме своего отца, а после обучался за границей. В 19 лет он был пожалован камер-юнкером Высочайшего двора, затем назначен послом во Франкфурт-на-Майне. На этом посту он оставался более 15 лет.
Император Александр I назначил графа Румянцева министром коммерции, директором водяных коммуникаций и комиссии об устроении в России дорог, затем министром иностранных дел. Мирный договор, заключенный Россией во Фридрихсгаме в 1809 году, принёс ему звание Государственного Канцлера, которое было оставлено за ним пожизненно в честь заслуг перед отечеством.
После кончины Николая Петровича на фронтоне дворца на Английской набережной в Санкт-Петербурге, где располагался Румянцевский музей, по велению царя Николая I была золотыми буквами нанесена фраза: «От Государственного канцлера графа Румянцева на благое просвещение». Эти же слова можно прочитать над входом одного из читальных залов РГБ, названного Румянцевским.
Николай Петрович Румянцев изучал историю и обычаи народов России, собирал рукописи и покупал целые собрания книг. Именно его библиотека — более 28 000 книг и рукописей — стала основой первой публичной библиотеки Румянцевского музея в Москве.
При советской власти Румянцевский музей расформировали, а публичная библиотека стала называться Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина — ныне Российская государственная библиотека. Несмотря на все переезды и перемены, библиотека Румянцева сохранилась.
Коллекция Румянцева — одна из самых интересных в Российской государственной библиотеке. На книгах этого собрания стоит экслибрис владельца с девизом «Non solum armis», что переводится как «Не только оружием».
В коллекции Румянцева рукописи, старопечатные книги, издания Эльзевиров, многотомные собрания рассказов о путешествиях — путеводители того времени с описаниями стран и всего, что там находится, включая растения, животных, птиц и людей, географические карты и многое-многое другое. Сейчас большая часть коллекции Румянцева располагается на 15-м ярусе книгохранилища Ленинки, а также в других отделах-фондодержателях.
Одна из интереснейших книг в коллекции датируется XVI веком. Она рассказывает о рыцарях-крестоносцах. Никто не знает, как книга попала к Румянцеву, но издание 1589 года сохранилось и выглядит великолепно.
Николай Петрович Румянцев, будучи министром иностранных дел и министром коммерции, поддержал шесть кругосветных экспедиций. Самая первая была под руководством Ивана Фёдоровича Крузенштерна, благодаря которому на карте мира появились новые острова, были составлены правильные карты Тихого океана, описаны побережья Японии и Сахалина, впервые исследованы морские глубины. В знак благодарности за поддержку кругосветного путешествия русский мореплаватель подарил графу книгу, оставив в ней дарственную надпись и тем самым сделав её бесценным экземпляром библиотеки.
Помимо записей на страницах и дарственных подписей, в некоторых книгах бывают и другие знаки, которые помогают узнать историю, стоящую за книгой. Например, в печатную книгу указов вплетались указы рукописные. На страницы приклеивались конверты с вложенными документами, ставились сургучные печати.
В собрании книг Румянцева особняком стоят очень необычные и красивые издания — эльзевиры. В XVII веке голландец Лейдене Лодевейк Эльзевир основал в университетском городе Лейдене издательскую фирму. Его именем стали называть изящные издания малого формата.
Появление таких книг стало настоящей революцией, ведь большие экземпляры издавались небольшими тиражами и стоили дорого. А эльзевиры начали печатать сразу по 2000 экземпляров. Книга стала доступной практически для всех.
Более того, люди придумали нашивать на одежду специальный карман, чтобы носить в нём книги. Это было удобно, а главное — всем видно. Узкий формат эльзевиров — 1/12 листа — меньше нынешнего смартфона! — позволял прекрасно поместить книгу в такой карман.
Выбирал переплёт книги уже сам владелец в зависимости от своего материального положения. Поэтому мы встречаем эльзевиры и в кожаных переплётах, и в пергамене, с тиснением и без.
Эльзевиры издавали в основном античных авторов и труды учёных — например, Галилея, Паскаля, Бэкона. Можно было найти книги на латинском, греческом, французском, фламандском, итальянском и восточных языках. Шрифт, конечно, был мелкий, но читался он отлично, мы это видим и сейчас: чёткие, простые и красивые буквы. Кроме того, издатели очень следили за тем, чтобы в книгах не было грамматических ошибок. В коллекции графа Румянцева множество таких эльзевиров.
Нельзя не сказать и о Библии, переведённой Мартином Лютером. Эта книга неизменно вызывает интерес у всех, кто попадает в хранилище. Посетители разглядывают золочёный обрез с орнаментом, рассматривают гравюры и шрифты. Да и размер издания впечатляет. Особенно рядом с эльзевирами.
И ещё несколько книг, которые можно и долго рассматривать, и использовать в практических целях.
Устройство карет и повозок прекрасно представлено в издании о «современных средствах передвижения». Там есть и просто иллюстрации, но большинство рисунков составные, открывающиеся. Кареты изображены в виде чертежей, но тончайшим образом раскрашены, поэтому книга может служить и учебником, и игрушкой.
От «Модного кабинета» и вовсе нельзя оторваться. Журнал французских и английских мод 1787 года из библиотеки Холландера, которую граф Румянцев купил целиком, показывает женскую и мужскую одежду, шляпки и украшения, посуду и мебель. Причём все рисунки сделаны вручную и двух одинаковых не найти.
Самой же полезной книгой для нынешних рукодельниц может оказаться альбом по вышиванию 1761 года — ведь схемы вышивок крестиком не только не устаревают, а, наоборот, становятся эксклюзивными. Вышитый по такой схеме мифический зверь, птица или цветок точно станет единственным, да ещё с историей.
Николай Петрович Румянцев завещал свою коллекцию на благое просвещение, и вот уже 160 лет эти слова — девиз Российской государственной библиотеки. Сотрудники РГБ следуют ему и сегодня.
Благодарим за помощь в подготовке материала главного хранителя фондов РГБ Марину Честных и главного библиотекаря отдела хранения основных фондов Наталью Туманову.
Цикл публикаций «160 лет на благое просвещение», посвященных юбилею: 19 июня (1 июля) 1862 года император Александр II утвердил «Положение о Московском публичном музеуме и Румянцевском музеуме».
Подписывайтесь на телеграм-канал Ленинки https://t.me/leninka_ru.