Представьте себе, что вы находитесь на Карельском фронте. Время - март 1942 года. Теперь слушаем рассказ ветерана о событиях здесь так, как услышал его автор этого очерка.
Слова ветерана
Ветеран войны, боец 132 олб (отдельного лыжного батальона) Георгий Михайлович Моисейкин рассказывает: Мы организуем лыжные налеты на их гарнизоны, они на наши. Один наш налет был неудачным. Нашелся предатель, офицер из карелов.
Был приказ выдвинуться и напасть на одну небольшую деревню с финским гарнизоном. Скрытно стали выходить к деревне. Где-то остановились на промежуточном месте. Но ночью исчез один офицер-карел, обходивший передовые посты. Предположительно, он и предупредил финнов. Мы должны были рано утром атаковать гарнизон. Но они раньше выдвинулись, скрытно устроили засаду, стали обходить наши порядки. Мы отошли, понеся небольшие потери.
Это продолжение. См. очерк ранее Лыжные части на Карельском фронте. Подготовка рейда. Кемская оперативная группа. Март 1942г.
О Г.М.Моисейкине ранее см. первый очерк Сибиряк на войне. Из Сибири на Карельский фронт. 1941. Ч1
Надо было пройти обратно через поляну, а она была под обстрелом. В глубоком снегу ползли по ней, по следу образовалась как бы траншейка, все ползли только по ней. Я полз следом за другими. Натолкнулся на товарища, перед носом его валенки, он не двигается. - Ползи! Он не отвечает. Толкаю его вперед, не шевелится. Я ополз его, смотрю, убит.
Когда оползал его, чуть приподнялся и тут же раздался выстрел: Дзззынь! Пуля вздвизнула по моей железке, - сзади у меня на спине в белом чехле был миномет 50 мм. Ещё у меня был карабин. Залег слева, попробовал начать движение — снова: дззынь! И я понимаю, что если третий раз поднимусь, уже не промахнутся. Использовал тело товарища как прикрытие. Собрался с мыслями, отлежался, притих на какое-то время. Ребята из леса открыли тем временем огонь по вражеской стороне, стали садить из ручного пулемета, прикрывая меня. Через несколько минут я опять пополз, оставалось ещё 20-30 метров до деревьев, сделал один рывок. Ребята: "Ну, молодец! Мы тебя прикрыли. Ты почувствовал?" - "Да."
Так порешили, что это снайпер держал ту поляну на мушке. Однополчане сняли чехол минометный со спины, показывают мне — а там две выбоины.
Что произошло согласно документам
О.Д. - 3 лыжная бригада выдвинулась в рейд по тылам врага в 19.00 26 марта, а в 6.00 28 марта она должна была атаковать финский гарнизон (кв.1082). Из документов бригады явствует, что в квадрате 1082 находились финские бараки по ремонту машин. Почему командование отказалось от первоначальной задумки (см. в предыдущей статье план от 12 марта 1942) атаковать штаб 9 пех.дивизии в Новой Тикше, сказать я точно не могу. Однако в январе 1942г. уже делалась попытка силами партизан (они базировались в нашем тылу в Лехте), разведчиков и связистов 27-ой дивизии напасть на дивизионной штаб в Новой Тикше. Та атака была неудачной. Вероятно, новый командир 3 Лбр Горохов учел печальный опыт той операции. На этот раз предполагалось проведение только бомбардировки с воздуха Новой Тикши.
Другой вопрос, почему такие крупные силы (сразу 3 лыжных батальона) привлекались для рейда на кажущийся не самым важным объект. Если планировался просто диверсионный налет, передвижения крупных сил повышали риск демаскировки. Возможно, как мы обсуждали это ранее, попутной целью была крупная демонстрация боевых действий лыжных войск на излете снежного сезона.
Между прочим, температура 28 марта зафиксирована в оперативной сводке (-18 гр.), 29 марта (-10 гр.).
Наша авиация бомбила днем 28-29 марта - аэродром противника в районе Тишкозеро - относительно недалеко от нашего места действия. Наша авиация в те дни надежно прикрывала район и прогоняла вражеские самолёты-разведчики. Но что-то задержало продвижение наших лыжников, в срок они не добрались до места - квадрат 1082. И враг не дремал, увы, на земле.
Из официальных донесений: 29 марта 3 лыжная бригада провела крупный бой с противником, два батальона бригады (131 и 132 олб) достигли координат, где встретили противника силою до батальона, другой батальон противника начал обходить наши батальоны с юга. Весь день шел бой, бригада была вынуждена отойти, понеся потери 26 убитыми и 83 ранеными. Позже в Генштаб доложили, что срыв действий бригады был вызван предательством комиссара 132 ОЛБ (ст.политрук Гарлоев), который перешел на сторону противника. В результате предательства противник пытался окружить батальоны бригады, но не смог.
Донесения (2) о безвозвратных потерях 3 Лбр на сайте Память народа говорят о 53 убитых бойцов и командиров 131 и 132 олб в тот день 29 марта. Имена всех (53) известны. Можно сделать поэтому вывод, что первоначальное донесение о потерях в 26 убитых было неполным.
Идущий следом за 131 и 132 батальонами 130 олб потерь, похоже, не имел. По крайней мере, о них нет донесений на сайте Память народа. Похоже, 130 олб действовал несколько в стороне от 131 и 132 олб, которые финны пытались окружить. О действиях 130 батальона дает представление на награждение сержанта Рогулина Петра Тихоновича, командира отделения 3 роты 130 олб. В нём говорится следующее:
30.03.1942 Во время боя в тылу противника выдвинувшись с отделением на левый фланг сопки, занятой белофиннами своим огнём заставил их отойти, чем предотвратил окружение взвода белофиннами, нанося противнику потерю в живой силе. (В) критический момент, когда группа белофиннов во главе с унтер-офицером предложила отделению сдаться, Рогулин убил офицера и привел в бегство группу противника.
Санитар 3 роты 130 олб Никитин Василий Яковлевич. 30.03.1942 во время боя в тылу противника под ураганным огнем выдвинулся на поле боя и оказал помощь 7 раненым бойцам, эвакуировав их с поля боя. Эвакуировал раненого сержанта с соседней части, убил белофинна-"кукушку", мешающего продвижению вперёд нашего взвода.
В этом походе участвовала также отдельная разведрота бригады. Стрелок Поповцев Николай Петрович в боях под горой Войти-тундра 30 марта показал себя мужественным, бесстрашным разведчиком. Выполняя обязанности связного все приказания передавал точно и в срок, несмотря на сильный огонь противника.
Слева от 3 ЛБР аналогичную вылазку в тыл врага предприняла группа (батальон) подполковника Зотова из 27 стрелковой дивизии. 29 марта 2 сб 345 сп 27 сд, двигающийся к объекту вышел на минное поле, в результате чего 5 рота имела потери - 1 убит, 13 раненых. Батальон (видимо, был обнаружен и поэтому - О.Д.) вернулся в исходное положение, не выполнив поставленной задачи.
Послесловие
Лыжная бригада возвратилась в место дислокации Тунгуды и в апреле 1942 участия в боевых действия не принимала, вела охранительную разведку.
Г.М.Моисейкин: "Как стало таять весной, лыжи отставили в сторону. В апреле 1942г. нас вывели с Карельского фронта, на замену пришла другая часть из резерва с более великовозрастными, пожилыми мужиками. Сдали мы позиции отцам, а сами поехали на юг, в Москву. Ожесточенность боевых действий здесь в Карелии спала. Как нам показалось, финны не очень активно действовали."
Друг Георгия Михайловича Вениамин Балдохин остался воевать в Карелии, видимо, постольку поскольку здесь осталась отдельная разведрота 3 лыжной бригады. 12 мая 1942г. 12 мая командир 27 СД доложил о переподчинении себе лехтенской лыжной бригады (3 ЛБр). Однако в бригаде осталось только управление и рота, всего 345 человек.
Продолжение рассказа ветерана Г.М.Моисейкина следует
Признателен за лайки и подписку) Олег Душин, Друг Истории №93, следите за анонсами публикаций - и на Tелеграмм канал Друг Истории
Очерк включен в подборку Ветераны. Воспоминания о ВОВ (здесь). Подборку по теме Великая Отечественная война - здесь.