Ветеран войны Георгий Михайлович Моисейкин рассказывает: Я родился в дер.Евгеньевка Татарского района Новосибирской области 8 декабря 1923г. Евгеньевка ещё после войны называлась Первомихайловское, сейчас это опять Евгеньевка. Мы были из крестьян. В коллективизацию деда моего Захара раскулачили, и мои родители предпочли покинуть родную деревню, пошли работать в другой совхоз.
Две деревни на расстоянии 7-10 км друг от друга объединились в одно советское хозяйство. В деревушке, куда мы приехали, построили несколько новых домов, в одном из них мы поселились. Лет в 6-7 я уже ходил помогать матери - Вере Захаровне - таскать сено по кормушкам для коров, она работала дояркой в совхозе. Деревушка наша была где-то на отшибе, поэтому в школу я пошел поздно, как и многие ребятишки, только в 9 лет. Сельская школа была 4 классная, находилась она на центральной усадьбе совхоза, вдалеке от нас. Отец - Михаил Захарович - пристроил меня жить к родственникам, я ходил в школу с их детьми "за компанию" до 4 класса.
рассказ написан на основе моих интервью с Георгием Михайловичем в 2020--2022гг.
#Новосибирская область
В 1936г. вся семья переехала в Чановский район Новосибирской области. Проживали мы с тех пор недалеко от города Барабинска в поселке. В семье было 6 детей, 2 мальчика и 4 девочки, жили мы в отдельном доме. Отец работал на курорте у лечебного озера Карачи. Он, беспартийный, был бригадиром, осуществляющей столярно-плотницкие работы. Летом на курорт приезжало до 1000 человек, в основном на лечебных грязях поправляли здоровье шахтёры из Новокузнецка.
Я закончил школу-семилетку в этом поселке при курорте. А школа-десятилетка находилась в райцентре Чаны, это в 12 км от нашего озера. Для ребят из курорта (человек 15 - 6 мальчиков и 9 девочек) в п.Чаны было выделено общежитие - 2 большие комнаты -для мальчиков и для девочек. Держались мы вместе, нас так здесь и звали - карачинцы. На выходные, в субботу мы ездили домой на поезде из Чаны. Ребята предпочитали ездить без билетов. Заскакивали в поезд. Пока кондуктор разбирался что да как, выскакивали на своей станции. Родители то давали деньги нам на билеты, но мы их расходовали на другие цели. В 1941г я закончил 8 классов, перешел в 9-ый класс.
Началась война. 1 сентября 1941 собрались ребята в школе, но для 8-10 классов началась не учеба, а распределение по колхозам для уборки урожая. Неделю-две помогали крестьянам в сельхозработах. Девушки остались работать в поле, а парней возвратили по домам. Мне в 8 классе уже шел 18-ый год. Дома меня ждала повестка - должен был явиться в военкомат на комиссию, на медосмотр, где определяли здоров - не здоров для службы. Кому оставалась неделя до 18 лет, тех сразу брали в армию, а мне 18 исполнялось только 8 декабря. Но я сказал, что хочу пойти воевать с ребятами, с которыми жил и учился в школе. В военкомате посмотрели на меня, - я весь такой рослый. - Ну давай, пиши заявление о том, что хочешь добровольно в армию. Так, я написал заявление в РККА в Чановском районном военкомате. Меня тогда отпустили домой, сказали, что сообщат, когда надо явиться.
Отец дома поругал меня, сказал, что тебя и так зимой бы забрали. Что ты торопишься? Это же война, сынок. - Ну, пап, Виктор идет, Веня идет, Саша идет. Я вместе с ними. - Ну ладно тогда, раз вместе с ними, Молодец. Из 9 ребят нашей группы вернулось с войны четверо.
Дней через 5 пришла повестка. Ушел я в армию примерно 20 сентября 1941г. (а не 8 октября 1941, как указано на сайте Память народа. Возможно, эта дата была когда-то написана, чтобы сократить время призыва 17 летнего парня до дня рождения 8 декабря - О.Д.). В РВК выписали направление в воздушные войска группе - 9 парням. Поехали мы с сопровождающим на аэродром под Новосибирском. Но днем раньше туда уже прибыла команда призывников из другого района, их и приняли на службу в авиацию. Пока разбирались, мы полдня сидели там, ждали новое направление.
Разобрались, и всех отправили в 21 запасной стрелковый полк 23 запасной бригады. Из сибиряков тогда формировались лыжные батальоны. Вообще то хотели мы в авиацию, кого-то в летную училище могли направить. А кого не летать, так техниками по самолетам сделали бы. Но более ближний район к Новосибирску прислал своих ребят в летную часть раньше нашего. А Чаны от Новосибирска находятся на расстоянии около 400 км.
Со мной в лыжной части были мои лучшие друзья, также 1923 года рождения. У них уже было десять классов - Виктор (Игнатьевич) Петров - только на полгода старше и Вениамин (Степанович) Бахолдин (он погиб), ещё Чернов. Я с ними со всеми ещё ходил на школьный кружок любителей физики.
По приказу наркома обороны СССР в сентябре 1941г. 23 и 43 запасные стрелковые бригады были переформированы в лыжно-стрелковые запасные бригады с задачей подготовки для фронта сибиряков-лыжников. С 1 октября 1941г. они должны были приступить к занятиям по новым программам. (Подготовка резервов для фронта.. Н.Д.Ростов)
#лыжные войска
Условия подготовки маршевых рот-лыжников были тяжелые, люди размещались в лесу, питались под открытым небом, жили в землянках без света и тепла, спали на голых нарах. Моисейкин: Уже белые мухи летают, снег первый, заморозки. Приходим на обед в столовую. Одни столы и крыша. Строительство сруба для столовой ещё продолжалось.
Боевая подготовка проводилась ежедневно. Несмотря на условия погоды, марш-броски доходили до ста километров. 21 ноября запасной полк в полном составе совершил 30 км марш-переход, 27 ноября - 60 км, 7-8 декабря 1 батальон проделал 100 км. Большой марш -бросок на 60 км Георгий Михайлович не припомнил, обычно ходили по 20-30 км.
Нас в запасном полку вымотали хорошо. Ночные тревоги, марши. А кормили не очень здорово. Сестра моя приехала ко мне в ноябре из Томска, она там училась в педагогическом техникуме на 3 курсе. Она стоит, рота идет. Я её узнал, рукой машу, даю сигнал. Она близко подбежала. - Ой, не могла тебя узнать.
Сначала как стрелки изучали автомат, ручной пулемет, винтовку. Потом мне дали маленький 50 мм миномет (в 21 полку не было ни одного 82 мм миномета - О.Д.). Я, первый номер, его носил за спиной в чехле. Товарищи из расчета носили в коробках мины к нему. Этот миномёт еще мы звали самоваром. В 1942г. его сняли у нас с вооружения. Как пользоваться минометом - определять направление, как пользоваться угломером, всему этому учили. Наводчик стрелял из окопов, укрытия, он не видел цели. Командир указывал дальность, угломер - направление по горизонтали. Прицельные приспособления назывались панорамой, деления 60 градусов, куда его повернуть вправо-влево.. 50-мм ротный миномёт образца 1938-го года был не дальнобоен: при массе в 12 килограмм он швырял мину в 850 грамм на дистанцию в 800 метров. Новый год мы не праздновали. Только напомнили, - кто не помнит, мы вступаем в новый 1942-ой год.
#минометы
Наконец, отправили на фронт. Думали, что едем под Москву. Там как раз в декабре началось наступление. 8-10 дней ехали в теплушках. Выгрузили из вагонов, часа 2 прогрелись в каком-то институте. Пришел приказ. Думаем, отправляемся под Москву. Но нет, говорят, - едем на Север.
О.Д. из шифровки в Генштаб известно, что 2 февр.1942 из Ярославля отправляются на Карельский фронт 12 лыжных батальонов, из Архангельска, с получением оружия (выдача винтовок задерживалась - О.Д.), 7 лыжных батальонов. Кроме того, в распоряжение фронта направляются из Архангельска 12 оленьих лыжных батальонов.
#Карельский фронт
Так я попал на Карельский фронт, куда-то в Карелию к северу от Ленинграда, в сам город мы не заезжали. Из прифронтовой зоны в тех местах всех выселили в начале войны, поскольку эти территории были присоединены недавно к СССР и было какое-то недоверие к населению. Сплошной линии обороны опоясанной окопами там не было. Показали деревню, дорогу - их обороняем от немцев и финнов.
Приехали уже с лыжами, прилично экипированные - теплые брюки, две пары варежек. За шинель под ремень их засовывали, они теплыми были. Меняли пары варежек, чтобы пальцы не заморозить. Крепкие морозы стояли.
Лыжные батальоны прибыли на станцию Беломорск и 8 февраля в Беломорске 130,131,132 ОЛБ (отдельные лыжные батальоны) проходили санобработку и были в готовности выступить в район Лехта-Сосновец. До ст.Сосновец от Беломорска шла железная дорога. 10 февраля штабом Карельского фронта была сформулирована задача.
Сутками мы, лыжники, двигались по проселочным дорогам. Никакой техники с собой не было, только лошади и лыжи. 12 февраля на ребольском направлении сосредоточилось 3 батальона 130,131, 132 в р.Лехта и Тунгуда с задачей обеспечения флангов Ухтинского и Ребольского и направления на ст.Сосновец. Создавалась возможность действовать на тылы противника в р. Тикша и Андронова гора. 15 февраля здесь уже находилось 5 лыжных батальонов, но 20 февраля 142 олб был переведен на Ухтинское направление. А 130, 135, 131, 132 ОЛБ образовали лыжную бригаду Кемской оперативной группы войск - 3 лыжную бригаду (комбриг до 19.03.42 - капитан Виноградов, далее майор И.А.Горохов).
Безвозвратные потери 3 лыжной бригады с февраля по 20 марта 1942г. отражены поименно на сайте "Память народа" далеко не полностью. Из ЖБД (Кемской) оперативной группы 26 армии можно узнать следующее.
1.Лыжная бригада - 4 самолета противника 1.3.42 обстреляли насел.пункты Тунгуды и Березово, в результате подожгли 2 дома. Пожар был ликвидирован. Потери (бригады) 3 убито, 2 ранено. Ранено 2 лошади.
2.Лыжная бригада - отряд в составе 132 и 135 (135 или 131 в др.ист.) олб под командованием капитана Виноградова в 5.45 5 марта выступил с исходного положения - Березово - для выполнения частной операции по уничтожению гарнизона пр-ка в районе Андронова Гора. На пути отряд был (обнаружен - О.Д.) обстрелян пулеметным огнем авиации пр-ка, понес потери раненых 20, убитых -3 и возвращен в исходное положение.
О.Д.- За 2 дня отряд прошел 50 км туда и обратно. Бойцы были сильно истощены. На обратном пути лыжня не минировалась. Добавим, что эта неудачная вылазка вызвала пристальное внимание штаба Карельского фронта, выговаривавшим командование за плохую его подготовку, необстрелянность оружия и выход в поход не в ночное время суток.
3. В 5.30 9.03.42 была отправлена РГ (разведгруппа) в составе 21 чел. из Березово в западном направлении, которая обратно в назначенный срок не вернулась. Высланная вторая РГ в 18.00 09.03. по этому маршруту обнаружила в районе 4012 12 убитых, среди которых был и ком. взвода (мл.лейт. Чудинов - О.Д.), остальные 9 чел не обнаружены. По следам установлено, что пр-к был силою до 45 чел. Преследование оказалось безрезультатным, т. к. следы лыжников были заметены снегом.
В донесении 15 апреля 1942г. о безвозвратных потерях фигурируют 7 имен красноармейцев пропавших без вести 9 марта. Шестеро из этих пропавших, по крайней мере, попали в плен в финский лагерь. По уточненным данным, в погибшей разведгруппе было не 21 чел., а 19.
В приказе по Карельскому фронту от 19 марта 1942г. в частности говорится следующее: "Во всей жизни батальонов (3 лыжной бригады) наблюдается беспечность - даже патрули передвигаются имея винтовку в положении "Заспину". Благодаря такой беспечности высланная 8.3.42 разведгруппа 132 олб в количестве 19 чел. при возвращении из разведки, шла по своей старой лыжне, имея оружие в положении "Заспину" и без бокового охранения, попала в засаду противника, в результате чего, не успев изготовиться к бою 12 чел. убито и 7 пропало без вести. При отправлении в разведку личные документы не были отобраны, а командир взвода (убит -О.Д.) имел при себе орден "Красное знамя". Г.М.Моисейкин:"Запомнилось, что враги срезали кубики мл.лейтенанта с шинели командира. Их забрали, как доказательство, что убили офицера."
19 марта капитан Виноградов был отстранен от командования 3 лыжной бригадой.
4. 3 человека из 131 олб и 1 из 132 олб с 1 по 20 марта по документам на сайте Память народа скончались от ран, 1 чел. (лейт Мельник) из 130 олб погиб 24.02.42. Авиационный обстрел районов расположения бригады в некотором отдалении от передовой линии проводился в марте неоднократно, но погибшие в ней, кроме как 1.03, не фиксировались.
Моисейкин Г.М.: Крепление на лыжах, как говорили нам командиры, было по типу финского. На мыс валенка одевались пексы или пьексы. Они были кожаные - одну треть валенка занимали. Сзади ремнем пристегивались. Впереди был обшитый кожей металлический крючок. Ногу нагнул, поддел.
Упал на землю, не нужно подниматься, лыжу можно лёжа, не ворочаясь, снять. Ногу развернул, от лыжи освободился. Но нельзя лыжи бросать, в снегу утонешь. Были волокуши в форме длинного корыта, на ней везли боеприпасы, 2-3 пары запасных лыж. Двое бойцов везут волокуши. Раненых на них тоже вывозили. Если сломались лыжи, а запасных нет, то у убитого подползёшь, забираешь. Но у меня лыжи не ломались. Миномет за плечи, бежишь на лыжах, упал на колено, установил миномет на плиту, получил приказ, начал стрельбу. Помощник опускал в ствол мину, а я придерживал миномет. Сам я заряжал миномет редко. Раза 2-3 стреляли всего. Хорошо стрелять из него по траншеям, по живой силе противника, но траншей в Карелии особо много не было.
Я был, кажется, в 131 олб (по документам на память народа указано 132 олб - О.Д.). Виктор Петров служил в 130 олб, батальоны стояли рядом, случалось, я его встречал.
продолжение - Лыжные части на Карельском фронте. Подготовка рейда. Кемская оперативная группа.. следует и далее очерк В лыжном рейде. Карельский фронт, март 1942
Очерк включен в подборку Подборку Ветераны. Воспоминания о ВОВ. Подборку по теме Великая Отечественная война - см.здесь. Смотрите уникальные материалы в блоге Друг Истории
Признателен за поддержку! Чтобы поддержать автора, ставьте пожалуйста лайки и подписывайтесь на канал исторической аналитики.
Олег Душин, журнал №84 Друг Истории, анонсы публикаций и на Tелеграмм канале Друг Истории.