Черноокая красавица покорила князя с первого взгляда. Но самое главное – она была нужна ему. С помощью этой прекрасной ханши Юрий Данилович Московский становился зятем Чингизидов, что в начале четырнадцатого века дорогого стоило. Так уж вышло, что именно благодаря Агафье (как её позже назовут на Руси) Москва стала центром нового русского государства.
Внук Александра Невского, князь Юрий, уже был женат однажды. В 1297 году он заключил союз с дочерью князя Ростовского, и стал отцом единственного ребёнка, девочки Софьи. Вскоре супруга умерла, и Юрий задумался о новом союзе. Правда, время для того оказалось уж больно неспокойным.
На русских землях князья жили совсем не мирно. Главным соперником Юрия Даниловича был Михаил Тверской, сумевший заполучить ярлык на великое княжение. Два могущественных правителя оспаривали друг у друга сразу несколько городов и территорий, а в 1305-м и в 1308-м году Михаил даже пытался захватить Москву. Правда, довести свой план до конца у него не получилось.
Юрий оказался на шаг впереди после второй попытки Михаила взять центр его княжества. Дело в том, что московскому правителю посчастливилось захватить Нижний Новгород, и посадить там на престол собственного брата. Но чтобы одержать окончательную победу над Тверским, требовалась мощная поддержка ордынцев. А как её получить?
В 1317 году, оказавшись у хана Узбека, Юрий высказал предложение: а что, если ему взять в жены сестру хана? Красавица Кончака стала бы тем самым связующим звеном между Ордой и Москвой, которого так не хватало. Ведь заключают же князья брачные союзы между «своими»! Как раз с целью укрепления связей между землями, ради «дружбы и сотрудничества». И как это будет символично выглядеть – ханша на московском троне…
Узбек дал согласие. Не возражал он и против принятия сестрой православия. Ордынцы снисходительно относились к чужой вере, так что Кончака очень скоро превратилась в Агафью. И под этим именем была привезена в Москву, в качестве супруги князя Юрия Даниловича.
Зять Чингизидов, гурган – теперь князь Московский имел и такой «титул». В орде он немало значил. Всякий, кто входил в семью хана, получал его особую защиту. «Соседи» поняли всё правильно: теперь Юрий Данилович будет добиваться великого княжения, и уж точно не потерпит сильных соперников.
А новоиспечённая княгиня? Агафья осваивалась на новом месте, где всё для неё было чужим. Но молодости свойственно легче относиться ко многим вещам. Ей рассказывали о русских обычаях, обучали языку, традициям, а князь был в восторге от своей красивой и молодой жены. Вскоре можно было бы ожидать появления на свет наследника. У которого сразу оказались бы гены Александра Невского и Чингисхана!
Но семейная идиллия продлилась совсем недолго. Дело в том, что из Орды на Русь уехала не одна Кончака. Князю Московскому дали в помощь целое войско, во главе с Кавгадыем – еще одно весомое доказательство, что Юрия Даниловича теперь воспринимали как первого, главного среди князей. Понимая, насколько серьёзны силы у москвичей, князь Тверской уступил сопернику право на Кострому. Но этого Юрию показалось мало. Возник план вторжения в Тверь. Поддержали эту идею и новгородцы.
Сначала встретились у Торжка, где Михаил Тверской одержал победу. А 22 декабря произошла решающая встреча – у села Бортенево.
«И помог Бог князю Михаилу Ярославичу Тверскому, - записано в «патриаршей летописи», - и побежал князь великий Юрий Данилович… А Кавгадый и сам побежал в станы».
Кавгадый, впрочем, убежал недалеко и быстро сдался. И уверял тверского князя, что действовал исключительно по велению хана, а не из собственных убеждений. Было и еще одно интересное обстоятельство: Михаил захватил жену Юрия Даниловича, и его же брата.
Доподлинно неизвестно, как сложилось всё дальше. По некоторым сведениям, Агафья была «в положении» и очень переживала. По другим – простудилась. Но ханша на московском троне пробыла недолго. Агафьи не стало в начале 1318-го года. И, конечно, убежавший Юрий Данилович всем и каждому рассказывал, что это произошло по вине князя Тверского.
Правда никого не интересовала: из-за чего, на самом деле, не стало Агафьи. Главным было – назначить виноватого. Когда Михаила Тверского вызвали в Орду, он практически не сомневался, что его ждёт. Ведь речь шла о сестре хана. Орда такие обиды не забывала. Состоялся ханский суд, и Михаил Тверской больше никогда не вернулся на родину. В 1549 году он был канонизирован...
Эта история положила конец возвышению тверских князей. В 1321 году сын Михаила Тверского признал главенство Москвы, но при первом же возможном случае расквитался с Юрием Даниловичем – в Сарай-Берке, четыре года спустя. Непримиримые соперники упокоились с разницей в несколько дней – ордынцы наказали нового тверского князя.
А ярлык на великое княжение перешел к… Александру Михайловичу Тверскому. И опять ненадолго. Брат Юрия Даниловича, Иван Калита, вскоре сосредоточил в своих руках всю власть в северо-восточной части Руси. Москва становилась центром нового государства. Но это уже совсем другая история.
#наука #история россии #история #средневековье #культура #литература
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!
Лайки помогают развитию канала!