А.И. Прошляков и подготовка к Курской битве
***
Уникальный человек
Мы порой даже не осознаем значение слова "уникальный". Сегодня мы охотно лепим его ко всему подряд: к машинам, к телефонам, к спортсменам, к актерам, к певцам и т.д. Забил человек несколько голов в чемпионате - уникум. Спел человек пару известных песен - звезда! И так до бесконечности. И мы даже не задумываемся, что уже через год спортивные рекорды будут повторены или превзойдены. Через пять-шесть лет забудутся песни, и устареют машины-телефоны. Их вытеснят новые "звёзды".
Однако в истории есть люди, которые добились дейтсвительно уникальных достижений. И достижения эти превзойти или хотя бы повторить не сможет уже никто. А влияние, которое оказали эти настоящие уникумы на историю человечества, гораздо более значимо, чем любые спортивные достижения.
***
Одним из таких по-настоящему знаковых людей был Алексей Иванович Прошляков. А теперь прочувствуйте разницу. Раз в 4 года чемпионами мира по футболу становятся 23 новых человека. Их имена у всех на устах, их фото и видео известны большинству населения планеты.
А вот за 74 года существования советской власти в нашей стране было ВСЕГО ШЕСТЬ ЧЕЛОВЕК, удостоенных звания Маршала инженерных войск. Да у нас за 10 лет в космос народу больше слетало.
И вот одним из тех шестерых был Алексей Иванович. Тем, наверное, символичнее, что его жизненный путь известен очень мало. Сегодня даже в интернете вы ничего путного о нем не найдете.
А ведь он даже мемуары написал. Только вот издали их в Военно-инженерном университете. Дело было уже после смерти маршала, и издание получилось, как говорится, для внутреннего пользования.
Мы же здесь поместим небольшие выдержки из его книги, посвященные подготовке Центрального фронта к оборонительному сражению на Курской дуге. По иронии судьбы об этом грандиозном достижении советских военных инженеров мы слышали со школьной скамьи. Как же, слова "глубокоэшелонированная оборона" сможет припомнить почти любой. Пора взглянуть на нее глазами автора.
***
А.И. Прошляков. Краткие записки о пройденном пути
Зима 1942-1943 гг. была морозной и снежной. Ограниченное количество дорог, к тому же более сущестовавших на карте, было занесено снегом. Инженерные части, местное население и сами войска были вынужены прокладывать зимние дороги для выдвижения из районов соредоточения к линии фронта и содержать их. 70-я армия не имела шанцевого инструмента, в частности, саперных лопат, и ее с трудом, с привлечением сил фронтаи местного населения, пришлось выводить в стык13-й и 65-й армий на прикрытие напрвления с шоссейной дорогой Орел-Курск.
...
К концу марта фронт стабилизировался. Войска Центрального и Воронежского фронтов, закрепившись на достигнутых рубежах, приступили к комплектованию соединений и частей личным составом и материальной частью. Инженерные части были заняты строительством сооружений на пунктах управления и и прикрытием позиций войск на достигнутых рубежах минными заграждениями. Постоянной заботой инженерных частей и подразделений оставалось поддержание в проезжем состоянии дорог.
Поскольку Курск вошел в полосу обороны Центральнго фронта, командованием было принято решение укрепить Курск, подготовив его, если потребуется к упорной обороне, вплоть до ведения уличных боев. Для выполнения оборонительных боев в Курске, а также создания оперативных рубежей обороны, фронту было починено управление оборонительноо строительства под командованием полковника Понимаш Т.И. С юга подходы к городу прикрывала река Сейм, по правому северному берегукоторой располагалась отсечная позиция фронтом на юг. Мосты на Сейме были подготовлены к подрыву. Кварталы города, в первую очередь, по подвальным помещениям, подготавливались как самостоятельные опорные пункты, но связанные между собой пулеметным огнем и огнем противотанковых орудий. В отличие долговременных точек укрепленных раойнов, огневые точки в Курске имели амбразуры в Курске имели открытые амбразуры без заслонок и не имли специального внутреннего оборудования. Огневые точки оборудовались под табельное вооружение.
Кроме того, Курск прикрывался двумя оборонительными обводами - внутренним, по окраинам города, и внешним, в 5-10 км от внутреннего, его опоясывающим. Там, где местность позволяла, отрывались противотанковые рвы. По плану оперативных заграждений предусматривалась установка минных полей и всевозможных управляемых фугасов и мин замедленного действия.
К началу оборонительного сражения в полосе обороны Цкентрального фронта было установлено 237 тысяч противотанковых, 162 тысячи противопехотных мин, 146 мин замедленного действия, 63 радиоуправляемых фугаса и 305 километров проволочных заграждений.
...
В соответствии с указаниями командующего войсками фронта инженерным управлением фронта был разработан подробный план инженерного обеспечения обороны. Основой плана являлась идея организации прочной, глубокоэшелонированной обороны на всю ее оперативную глубину. Оборона строилась в расчете выстоять против натиска крупных группировок противника.
Главная полоса обороны состояла из батальонных районов обороны, противотанковых опорных пунктов и системы инженерных заграждений. Батальонный район обороны занимал по фронту от 2 до 2,5 км и в глубину 0,8-1,1 км. В батальонных районах обоны создавались ротные и взводные опорные пункты. Два-три батальонных раойна обороны, расположенные в одном или двух эшелонах, аобразовывали полковой участокшириной 4-5 км и глубиной 3-4 км.
Систему инженерных заграждений составляли противотанковые рвы , надолбы, эскарпы, танковые ловушки, проволочные заграждения, сюрпризы, фугасы, минные поля, поджготовленные к подрыву мосты и здания.