В этой статье я хотел бы поделиться интересной гипотезой о том, откуда могла бы придти летописная Русь - то есть род Рюрика и его братьев, о которых идет речь в легенде о призвании варягов. Эта гипотеза призвана дать ответы на некоторые часто возникающие вопросы, а заодно и попробовать локализовать прародину Руси.
Есть мнение, что хотя Русы Рюрика и были выходцами (или потомками выходцев) из Скандинавии, но на момент описанных событий уже представляли собой некое обособленное сообщество. Указания на это содержатся в так называемой легендарной части русских летописей.
Летописец отдельно определяет место Руси и среди восточных племен побережья, и среди западных. В первом случае Русь стоит в одном ряду с восточными соседями:
"Въ Афетовї же части сѣɞɢɬь Русь . Чюдь . и вси पзыцѣ Ɇɟɪѧ Ɇурома . Всь . Мордва . Заволочьскаप Чюдь . Пермь . Печера . ऩмь . Югра . Литва . Зимигола . Корсь . ɋѣɬɶгола . Либь".
В то же время Русь упоминается и в списке северо-западных и юго-западных племен:
"Афетово же кɨɥѣɧɨ ɢ то Ваɪѧɡи . Свеи . Оурманє . Гɨɬѣ . Ɋусь . Ⱥɝɥѧɧѣ . Галичанѣ . Волохове . Римɥѧɧѣ . ɇѣмци . Корɥѧɡи . Венедици . Ɏɪѧɝɨɜѣ . и прочии присѣɞѧɬɶ ѿ запада къ полуденью . и сɴɫѣɞѧɬсѧ ɫъ племенем"
Русь в первом списке стоит первой и рядом с Чудью при перечислении племен с запада на восток. А во втором списке мы уже видим ее среди германских народов, рядом со скандинавами.
Также примечательно, что изгнанных варягов летописец Русами не считает.
Лишний раз подчеркну, что Русь это никакие не славяне с побережья Балтийского моря. Все в той же не датированной части читаем про расселение славян:
"Словѣни же ѡви пришедше сѣдоша на Вислѣ . и прозвашасѧ Лѧхове. а ѿ тѣхъ Лѧховъ прозвашасѧ Полѧне Лѧхове.друзии Лутичи. ини Мазовшане ини Поморѧне . такоже и ти ...Словѣни же сѣдоша ѡколо єзера Илмерѧ . [и] прозвашасѧ своимъ имѧнемъ и сдѣлаша градъ . и нарекоша и Новъгородъ".
Далее читаем в датированной части под 862 годом :
"[и] ѿ тѣхъ [Варѧгъ] прозвасѧ Рускаӕ землѧ Новугородьци ти суть людьє Нооугородьци ѿ рода Варѧжьска . преже бо бѣша Словѣни" .
Таким образом, летописец четко разделяет славянский род и варяжский и не видит в варягах, пришедших с Рюриком, своих единоплеменников. Это важный момент, так как миф о том, что варяги это некие западные славяне до сих пор витает в медийном пространстве стараниями альтернативщиков и лжеисториков.
Но пока мы исходим лишь из легендарной части летописи, которая попросту может быть не совсем историчной и отражать лишь знания самого летописца, а не реальную картину. Поэтому обязательно следует исследовать и другие источники.
Арабские источники также разделяют Русов и славян, но о прародине Русов сведения там смутные. Боле точные сведения появляются лишь когда Русское государство уже существует.
Самое раннее известие о Русах - сообщение Бертинских анналов о неких послах-русах подтверждает версию о том, что существовала некая группа скандинавов, которая в отношении себя употребляла такое название. При этом без разницы как переводить фразу из Бертинских анналов, "их народ называют Рос" или "их народ называется Рос", так или иначе данный этноним был ими употреблен в отношении себя самих. При этом Людовик Благочестивый посчитал их "свеонами" то есть шведами, а не датчанами или норвежцами, что говорит в пользу того, что Русь это выходцы (или потомки выходцев) из Швеции и искать ее надо на территории экспансии шведов в те годы. Про экспансию шведов у нас есть очень хорошее свидетельство, которое также заодно связано и с Рюриковичами. Об этом у меня здесь. И из него мы получаем сразу два факта:
- в эти краях бывали древние родственники рюриковичей.
- на эту территорию точно была направлена шведская экспансия.
Далее обязательно необходимо археологическое подтверждение присутствия в регионе, где мы собираемся локализовать летописную Русь, определенной археологической культуры. Ибо без археологических подтверждений все такие рассуждения лишь пустой треп, который по большей части можно отправлять в раздел фантастики ко всем другим трудам альтернативщиков. В данном случае пламенный привет горе-теоретикам, помещающим прародину Руси на побережье Черного моря или на остров Рюген.
Какую именно археологическую культуру искать мы легко можем определить по археологии Старой Ладоги, Рюрикова городища, Гнездова, Тимерева. Ясно видно, как скандинавская культура, которую также иногда именую варяжской, взаимодействуя с местными культурами постепенно распространяется на юг вплоть до современного Киева. Что полностью соответствует сюжету описанному в летописях. Именно схожую археологическую культуру и надо искать.
Примерная локализация у нас уже есть благодаря находке на острове Сааремаа. Смотрим что еще есть рядом. А рядом у нас известная древняя скандинавская колония в землях балтов. Это нынешний город в Латвии - Гробиня. История поселения на этом месте уходит корнями как раз во времена эпохи викингов. Шведский археолог Биргер Нерман, проводивший раскопки в 1929—1930 годах, считал, что на месте Гробини в VII—IX веках существовала крупная колония викингов, по значению и размерам не уступавшая Старой Ладоге, под защитой которой жили и возделывали землю поселенцы. О важности и многолюдности поселения свидетельствует обнаружение более 3000 могильников. Предположительное название этого поселения в то время - Сеебург.
Недалеко, южнее была еще одна крупная колония выходцев из Скандинавии. Есть на побережье Калининградского полуострова поселок Моховое. Этот ныне неприметный населенный пункт в IX веке был крупным торгово-ремесленным центром и носил громкое имя Кауп. Здесь начинался Янтарный путь и появление тут северных гостей не удивительно. Здесь археологами тоже были обнаружены многочисленные скандинавские погребения.
Эта территория вполне соответствует обоим перечням народов в наших летописях. В первом списке упомянув Русь, летописец на втором месте ставит Чудь (т.е. эстов) и более восточные народы. Балтские народы Литва, Зимигола и т.д. у него в отдельном списке, поэтому Чудь идет сразу после Руси. В втором списке летописец также перечисляет народы с севера на юг и локализованная здесь Русь также на своем месте.
Скандинавы из Гнездово явно взаимодействовали с этими колониями, имея прямое сообщение по Западной Двине и "бертинское посольство" могли отправить именно они.
Выглядит вполне логичным, что после изгнания неких "прежних варягов", из Ладоги им на смену приходят другие, жившие по соседству. Как раз в IX веке и падает экономическое значение поседения на месте современной Гробини. По всей видимости, после переселения большой группы наиболее активных местных жителей, поселение постепенно хиреет и было оставлено из-за конфликтов с местными жителями - куршами.
Поскольку указанная территория была довольно давно обособлена от прародины переселенцев, вполне возможно, что по отношению к себе они могли бы употреблять свое отдельное название, которое и зафиксировано в Бертинских анналах. По той же причине летописец различает Русь и Шведов (свеев).
Поскольку еще в IX веке колония в Гробине прекратила свое существование, никаких упоминаний о какой либо "Руси ", за пределами земель взятых под контроль Рюриком и потом Олегом и не существует, а народ Рос не известен в Скандинавии в последствии.
Таким образом совокупность вышеперечисленных фактов указывает на древнее скандинавское поселение на месте современной Гробини как на возможную прародину Руси.
В заключение отмечу, что данная гипотеза не претендует на 100% достоверность. Это лишь одно из предполагаемых мест обитания летописной Руси. Альтернативой ему вполне может быть какая либо другая скандинавская колония, например на территории современной Финляндии.
О том как могло возникнуть само название "Русь" и какова связь варягов и русов читайте мою отдельную статью:
Еще много интересных каналов на научно популярную тематику тут: