Самый древний человек современного анатомического типа в Восточной Азии был найден в пещере Тяньюань примерно в 50 километрах к юго-западу от Пекина. Его возраст определен в 40 тысяч лет. Интерес представляет то, как он соотноситься с другими древними образцами людей, а также с современными людьми. Кроме всего прочего, эта информация может подсказать, как люди заселяли нашу Землю.
Пещера Тяньюань. Фото из интернета
В исследовании этого древнего человека принимали участие многие ученые генетики из различных стран мира. Большой вклад внесла Цяомэй Фу (Qiaomei Fu) из Китайской академии наук Института палеонтологии и антропологии позвоночных.
Приведем некоторые результаты исследований, а затем на их основе предложу ряд выводов, в том числе о путях миграции древних людей.
Краткие результаты исследований
В настоящее время, генетические характеристики определены для трех особей возрастом 40 тысяч лет (ТЛ) и старше. Усть-Ишимский человек – 45 ТЛ, обнаружена бедренная кость на берегу реки Иртыш у впадения него Ишима. Человек Oase 1 – 42-37 ТЛ, в пещере Peștera cu Oase (переводится как - пещера с костями) на севере Балкан в Румынии обнаружена нижняя челюсть. И человек из пещеры Тяньюань далее просто – человек из Тяньюань.
Все они не оставили потомков в современном человечестве, но в человеке из Тяньюань обнаруживает родственные связи с современными жителями Восточной и Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, а также с рядом народов Южной Америки. Связи исследовали по числу совпадающих аллелей.
Результаты аналогичного сравнения с древними образцами приведены на следующей иллюстрации.
На основе этого делается вывод о том, что человек из Тяньюань был не из популяции ставшей предковой по отношению к народам Восточной и Юго-Восточной Азии, а родственной к ней популяции.
Была определена мтДНК гаплогруппа этого человека, это переходная ступень от R к B, которая и считается его группой. Эта мтДНК гаплогруппа распространена среди коренных американцев, населения российского Дальнего Востока, Центральной и Восточной Азии, а также в Меланезии и Полинезии.
Еще одним интересным фактом стало определенная близость человека из Тяньюань к человеку, названному Goyet Q116-1, возрастом 35-34 ТЛ, из Бельгии. Этот человек считается типичным представителем европейских кроманьонцев эпохи 37-14 тысяч лет назад (ТЛН), но у других представителей этой общности нет такого числа совпадения аллелей с Тяньюань.
У человека из Тяньюань обнаружены архаичные примеси ДНК типичные для материковой Восточной Азии, но гораздо меньшие, чем у жителей Океании. Зато примеси ДНК неандертальцев существенно больше (4-5%), чем у современных жителей Евразии (1-2%).
Авторы обратили внимание на то, что человек из Тяньюань наиболее близок к индейцам – суруи и каритиана из Бразилии, их называют «амазонскими индейцами». Которые в свою очередь демонстрируют генетическую близость с народами папуасов и онге с Андаманских островов.
Авторы предложили свою (Admixture Graph Model ) модель родственных связей между человеком из Тяньюань, другими древними индивидами и современными популяциями.
Иллюстрация взята с сайта генофонд.рф
Также была представлена предположительная схема заселения Евразии и Америки.
Предлагаемая схема заселения Евразии и Америки.
Некоторые соображения на основе приведенных авторами материалах
Отличие в схожести человека Goyet Q116-1 из Бельгии и человека из Тяньюань, по отношению к другим представителя древней Европы. Сравнение проводилось на основе исследования аутосомных (ядерных) хромосом, образования которых происходит на основе смешения (кроссинговера) отцовских и материнских хромосом. У человека Goyet Q116-1 достаточно редкая для европейцев мтДНК гаплогруппа M, эта группа считается азиатской. Возможно, именно это и обеспечивает большее сходство его с человеком из Тяньюань.
По вопросам миграции людей
Сходство человека из Тяньюань с современными популяциями Дальнего Востока, Восточной и Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании показывает существование некой генетической общности. Одновременно, это доказывает невозможность раздельной миграции: отдельно в Австралию и Океанию, и другой поток в Восточную Азию.
Все эти регионы были заселены одним потоком миграции.
Вопрос, как она осуществлялась в Восточной Азии, с юга на север или с севера на юг.
В настоящее время уже нет сомнений, что люди пришли в Австралию раньше, чем 50 ТЛН. При этом они не могли миновать ЮВ Азию. Путь из Африки в Австралию, даже самый короткий это более 10 тысяч километров, а учитывая, что люди мигрировали не напрямую, то все 20 тысяч км. Если же, люди шли в Австралию через Центральную Азию, то это уже более 30 тысяч км.
Скорость миграции древних людей сильно ограничена многими обстоятельствами, обычно ее оценивают 1-2 км в год. Исходя из этого, При южном варианте миграции Исход людей из Африки не мог произойти позже 60 ТЛН, а при северном через Ближний Восток и Центральную Азию не позже 75 ТЛН.
Возникает вопрос, если люди из Африки пришли на Ближний Восток 75 ТЛН, затем активно продвигались на восток в Центральную Азию, почему они Европу начали заселять только 15 тысяч лет спустя.
Не говоря уж об том, что генетические общности Ближнего Востока и Европы стали смешиваться только после 9 ТЛН, а до этого они были различными.
Вывод
Люди совершили исход из Африки по южному побережью Аравийского полуострова, затем пересекли полуостров Индостан. Именно пересекли, а не обогнули по побережью. И на территории современного юго-западного Китая разделились. Часть мигрировала на «юг» на Сунд (полуостров Индокитай и Малайские острова), а затем переправилась на Сахул (материк объединявший Австралию и Океанию).
Другие люди, но из этой генетической общности, заселили территорию Китая, вышли в Центральную Азию. Далее в Сибирь и Дальний Восток.
Уже в Центральной Азии произошло другое глобальное разделение людей на различные миграционные потоки, в том числе через Среднюю Азию и Иранское нагорье на Ближний Восток. До которого люди добрались около 55-50 ТЛН. И по длине реки Иртыш в Европу, которой люди также достигли около 50 ТЛН.
За счет популяционных взрывов, при попадании в благоприятные условия, повысилась полиморфность популяций людей. А длительное нахождение их в различных климатическо-природных условиях привело к уменьшению полиморфности в популяциях, но одновременно стимулировало формирование различных генетических общностей, в частности тех на которые указал Иосиф Лазаридес.
Более подробно эти вопросы изложены в статьях на моем канале и в моей книге «Первоначальное расселение людей современного анатомического типа в Евразии». Книгу можно читать на сайте, не дорого купить в эл/виде, или в печатном виде на ОЗОНЕ.