Найти в Дзене
Мир кораблей

Как защититься от цунами и наводнений? Рассказываем про Токийский противопаводковый коллектор

Оглавление

Вода на Земле — это важнейший элемент для поддержания любой жизни. Но вместе с тем она является и крайне опасной и капризной стихией. Путешественников по бескрайним океанам во все времена поджидали штормы и тайфуны. А поселения на побережье часто страдали от ударов волн цунами. Много сотен лет люди ничего не могли с этим поделать. И даже самым развитым странам оставалось лишь справляться с последствиями разгула стихий. Однако с повышением уровня технологий появилась возможность если не полностью исключить, то значительно сократить ущерб от таких катаклизмов. В Японии, стране, которая часто страдает от буйства морской стихии, с особым вниманием отнеслись к этому вопросу. Именно в столице этого государства — #Токио — была создана колоссальная система, позволяющая справиться с последствиями таких происшествий.

🎁 Вступай в онлайн-сражения: wo.ws/zen_p0darok (подарок по ссылке)

-2

В сознании людей название огромной волны, надвигающейся на берег и сметающей всё на своём пути, плотно ассоциируется с японским словом «цунами». Что неудивительно — ведь именно Япония на протяжении всей своей истории страдала от такого рода катаклизмов. И вот, в конце ХХ века начали появляться различные предложения по защите от буйства стихий. Некоторое из них были весьма специфичны. Так, например, существовали проекты огромных башен-городов, что выдержали бы прямой удар волны. Или же постройка настоящих стен высотой в десятки метров, которые отгородили бы поселения от цунами. Однако подобные прожекты остались в истории лишь как инженерные курьёзы, так и не вышедшие за пределы проектов и концепций. Тем не менее решение было найдено.

Центральная Диспетчерская, осуществляющая контроль над коллектором
Центральная Диспетчерская, осуществляющая контроль над коллектором

В 1980 году были созданы службы, отвечавшие за водораспределение близлежащих рек и отвод излишков воды от поселений. В 1992 году появилась комиссия, начавшая проектные изыскания, которые бы привели весь комплекс действующих мер в единую систему. В 1993 году началось приобретение земель и строительство огромного по масштабам сооружения. Из-за сложности и уникальности проекта постройка затянулась, так как приходилось решать немало уникальных инженерных задач для его создания. И лишь в 2003 году состоялось официальное открытие части системы, полностью же она была завершена только к 2006 году.

Внутри одного из тоннелей водоотведения
Внутри одного из тоннелей водоотведения

Токийский противопаводковый коллектор представляет собой грандиозное сооружение, расположенное под землёй. Основная его задача, как и задумывалось, — это отведение воды от Токио и близлежащих поселений в реку Эдо. На Японские острова из-за их климатических особенностей часто обрушиваются тайфуны. А ещё есть Цую — ежегодный сезон дождей, длящийся почти два месяца. Для парирования таких природных явлений и была создана эта структура.

Внутренний вид одного из залов коллектора
Внутренний вид одного из залов коллектора

Коллектор расположен на глубине 50 метров под землёй и протянулся на почти шесть с половиной километров под городом. Его внутренняя #архитектура также поражает: залы высотой до 25-26 метров и длиной до 177 метров соединены огромными тоннелями диаметром около 10 метров. Для сравнения, высота одного этажа в столь привычных многоэтажных домах примерно 2,7-3 метра. Получается, что система находится на глубине около 16 этажей, а залы коллектора просто огромны, учитывая их высоту примерно в восемь этажей. Немалых размеров штат обслуживающего персонала перемещается внутри коллектора на автотранспорте, так как размеры сооружения это позволяют.

Туристы в одном из залов коллектора
Туристы в одном из залов коллектора

Кроме того, в систему входят пять огромных водохранилищ, выполненных в виде массивных колодцев. Глубина самого большого из них около 70 метров, что можно представить себе, как дом высотой в 23 этажа.

Неудивительно, что подобных масштабов сооружение стало настоящей достопримечательностью. В СМИ Японии его часто называют «подземным храмом», а по подсчетам, произведенным после завершения строительства, оказалось, что общая стоимость коллектора составила более 2 миллиардов долларов. Коллектор крайне популярен среди туристов. Обычно экскурсии проводятся в самом большом зале структуры размером 177 метров в длину, 25 в высоту и 78 в ширину. Огромный зал подпирают 59 колонн, весом каждая более 500 тонн. Гидронасосы общей мощностью до 14 тысяч лошадиных сил обеспечивают откачку #воды из этого помещения в один из резервуаров для последующего перекачивания в бассейн реки. Скорость перекачки воды этой системой составляет около 200 кубических метров в секунду.

План Токийского коллектора с указанием мест расположения башен-резервуаров
План Токийского коллектора с указанием мест расположения башен-резервуаров

Коллектор конечно же стал популярной темой для творческих личностей и отличным местом для съемок различных фильмов и роликов. В японской культуре именно подобные циклопические сооружения часто становятся местом действия. Был снят не один десяток фильмов, использовавших внутренний антураж коллектора для своих фонов. И неудивительно, что даже сейчас, по прошествии более восемнадцати лет после его ввода в эксплуатацию, коллектор продолжает внушать восхищение своими размерами и вложенным в него трудом инженеров и проектировщиков.

Один из залов коллектора, Касукабэ, Сайтама, фото 2006 года
Один из залов коллектора, Касукабэ, Сайтама, фото 2006 года

В заключение стоит отметить, что с развитием технологий человечество начинает бросать вызов явлениям природы, которые раньше нельзя было воспринимать иначе, как нечто неодолимое и смертельное. Возможно, в будущем нечто столь же внушающее сейчас почтение за свои размеры и затраченные усилия на его возведение, как Токийский противопаводковый коллектор, будет восприниматься людьми, как обыденность. Мегасооружения, проекты которых представляли нам инженеры и архитекторы ещё на заре ХХ века, к его концу стали реальными. Пусть и не настолько глобальными в своих масштабах, как, к примеру, #Атлантропа или поворот сибирских рек вспять, а в гораздо более приземлённом и утилитарном виде. Но всё же они начинают становиться реальностью. И кто знает, возможно, в начавшемся двадцать первом веке мы ещё увидим реализацию многих глобальных инженерных замыслов. Которые будут восхищать своим размерами не только на картинах художников и созданных на основе компьютерной графики инсталляциях, но и будучи воплощенными в бетоне и стали.

-9

Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS

🎁 Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь в World of Warships и получите приветственные подарки.

Другие интересные материалы: