Найти тему
Всемирная история.Ру

"Лебенсраум" для Гитлера: почему автор идеи о "жизненном пространстве" не стал дожидаться суда?

Идея приобретения так называемого "жизненного пространства" ("Lebensraum" по-нем.) для немецкой "расы господ" — одна из центральных идеологем национал-социализма. Можно смело сказать, что во многом "благодаря" ей нацизм и приобрел на практике столь чудовищную экспансивность.

Сегодня это звучит как бред, но тогда Гитлер на полном серьезе говорил своим приближенным, что ради завоевания "лебенсраум" можно смело пожертвовать жизнями 2-3 млн. немецких солдат. Ведь потом, мечтательно добавлял фюрер, десятки миллионов немцев получат среду для расселения, а значит эти жизни не пропадут даром. Такая себе, оригинальная версия "коммунизма по-гитлеровски"...

Возникают логические вопросы: а что это вообще такое было? Каким образом в воспаленном мозгу нигде не учившегося художника-любителя поселились столь грандиозные планы? Вопросы непраздные, учитывая, что Гитлер с полной самоотдачей реализовывал эти бредовые мечты на практике, спалив в пасти прожорливого Молоха войны десятки миллионов людей...

Впервые о замахе на приобретение "жизненного пространства" НСДАП заикнулась в своих знаменитых "25 пунктах" — хаотично-лозунгово-популистской программе партии. Спустя несколько лет Гитлер уже развернуто затронул этот вопрос в своей знаменитой книге "Моя борьба", высокопарно намекнув, что это самое "лебенсраум" следует искать ни где-нибудь, а в матушке-России. Правда, фюрер откровенно поскромничал и тактично умолчал, что идея "лебенсраум" (в ее майнкампфовском варианте) мягко сказать не совсем его. И вот тут самое интересное...

Дело в том, что незадолго до "Пивного путча" и тюремного заключения Гитлера (то есть, времени задумки и написания "Моей борьбы") близкий соратник по партии Рудольф Гесс познакомил фюрера со своим университетским учителем Карлом Хаусхофером. Сегодня это имя мало кому известно, но в те времена этот профессор гремел в академическом мире Германии. И был он ни кем иным, как главным немецким популяризатором модных тогда теорий "геополитики" и "лебенсраум-жизненного пространства". И вот тут стоит пристальнее приглядеться к этому ученому...

Карл Хаусхофер
Карл Хаусхофер
Хаусхофер с Рудольфом Гессом
Хаусхофер с Рудольфом Гессом

Будущий основоположник немецкой школы геополитики прошел достаточно замысловатый жизненный путь. Будучи военным офицером и одновременно геологом (в век европейского колониализма эти профессии всегда шли в связке), в молодости он объездил полмира, сформировав самобытное представление о сосуществовании государств. Во многом эти представления были отражением эпохи "развитого колониализма", в которой и сформировался Карл Хаусхофер. Не вдаваясь глубоко в его "учение", лишь скажу, что профессор считал Германию, Россию и Японию ключевыми странами в Евразии, политический союз которых мог привести к созданию глобальной руководящей мировой оси.

Но еще больше прославили Хаусхофера историософские концепции о "жизненном пространстве". Правда, они не были его единоличным детищем. Просто он позаимствовал идеи выдающихся немецких мыслителей 19 века (например, того же немецкого политического философа Фридриха Ратцеля, впервые широко заговорившего о "Лебенсраум" еще в конце 19 века) и на их фундаменте расширил и развил свое собственное самобытное учение.

И здесь нужно особо подчеркнуть, что идеи всеобъемлющей военной экспансии поселились в умах немецкого общества едва ли не с самого первого дня создания самой Германской империи. Поэтому и Хаусхофер, и Гитлер (а равно как и бесчисленное множество других немецких политиков того времени) всего лишь отражали внутреннюю суть немецкого общества, нежели чего-то сами придумывали. Никто из них ни дня не спорил о целесобразности и выгодах завоевательного расширения Германии: дискутировали исключительно о тактике, стратегии и методах.

Справедливости ради, проекты освоения "жизненного пространства" Хаусхофера не были человеконенавистническими. По крайней мере, они не подразумевали расовое разделение людей на "убер" и "унтерменшей", равно как и уничтожение кого-либо. Хотя, если отбросить весь псевдонаучный налет этих теорий, в основе оставался все тот же банальный неприкрытый грабительский экспансионизм и безудержная колонизация. И в этом профессор ничем не отличался от других "продвинутых" европейцев своего времени.

Как идеи Хаусхофера повлияли на Гитлера?

Сегодня с достоверностью ответить на этот вопрос сложно...

И снова с Гессом в середине 30-х гг.
И снова с Гессом в середине 30-х гг.

Их плотное общение начнется в Ландсбергской тюрьме, где будущий фюрер отбывал наказание за "Пивной путч". Хаусхофер тогда часто навещал своего ученика-Гесса, а тот сутки напролет проводил в камере Гитлера. Так и заобщались...

Режим в тюрьме был достаточно свободный, а потому туда легко и свободно пропускали посетителей и нацистских поломников. Более того, двери камер этой тюрьмы днем совсем не запирались и Гитлер со своими соратниками много времени проводили вместе. Атмосфера, как вспоминал позже один из узников, походила на какой-то военно-политический клуб. Нацистские сокамерники сутками напролет философствовали, спорили, вели приемы людей, писали и читали. Тогда же Гитлер и Гесс начали работу над "Моей борьбой".

Вот в такой атмосфере Гитлер впервые глубоко погрузился в теории Хаусхофера...

Со временем профессор станет частым гостем в Ландсбергской тюрьме. Дойдет до того, что он начнет читать там настоящие университетские лекции по геополитике и теории "лебенсраум"! По воспоминаниям очевидцев, послушать ученого приходили как заключенные, так и охранники тюрьмы.

Большинство современных историков не сомневаются, что идеи Хаусхофера достаточно сильно повлияли на молодых (тогда) Гитлера и Гесса. По крайней мере, это отчетливо заметно по отрывкам в "Моей борьбе", посвященным "лебенсраум". Правда, одновременно эти же историки советуют не переоценивать степень их влияния на молодого фюрера. Тем более, что близких отношений между профессором и фюрером так и не сложилось...

В отличие от Гесса, который был искренне увлечен Хаусхофером, фюреру он казался слишком вычурным и старомодным, скорее даже несовременным — "устаревшим". Высокомерный "революционер" Гитлер мыслил гораздо шире и радикальнее, а поэтому достаточно быстро охладел к теориям Хаусхофера. Кроме того, Гитлер всегда делал главный упор на расовые теории (и расовую экспансию), в то время как Хаусхоферу это, напротив, претило. Но, повторюсь, фундамент гитлеровских философствований о "жизненном пространстве" (откровенно говоря, достаточно сырых) во многом заслуга старого ученого.

Правда, позже фюрер никогда не будет вспоминать о Хаусхофере и его теориях, а после скандального перелета Гесса в Англию старого профессора и вовсе отовсюду изгонят и поставят под наблюдение Гестапо.

Гитлер вскоре после освобождения из Ландсбергской тюрьмы
Гитлер вскоре после освобождения из Ландсбергской тюрьмы

К слову, несмотря на близость к нацистам в 20-х гг., после их прихода к власти у Хаусхофера появится много проблем. Уже в 1933 году баварская полиция нагрянет к нему с обыском по жалобе о незаконном владении оружием. А потом выяснится, что его жена (как и он сам) наполовину еврейка, а значит многие положения Нюрнбергских расовых законов станут грозить и им.

И здесь здорово выручит бывший ученик Гесс. Благодаря высокому положению он выпишет своему учителю "защитную справку". Во многом благодаря его протекции профессор в итоге удачно пристроится и будет занимать высокие должности в нацистских академиях (при этом не вступая в НСДАП) пока, повторюсь, в 1941 году ("благодаря" поступку Гесса) не будет отправлен на покой и под наблюдение "компетентных органов".

Это были тяжелые годы для некогда главного популяризатора теории "жизненного пространства". Он замкнуто жил на даче и мучился от невостребованности и от пренебрежения нацистов, а также от осознания ужаса, в который затягивал Германию Гитлер.

После покушения на фюрера в 1944 году Хаусхофера и двух его сыновей арестуют. Правда, после месяца в Дахау старика выпустят, но старшего сына в апреле 1945 г. эсэсовцы таки расстреляют. И тем самым окончательно сломают его морально...

Старший сын Альбрехт Хаусхофер был расстрелян эсэсовцами в апреле 1945 г.
Старший сын Альбрехт Хаусхофер был расстрелян эсэсовцами в апреле 1945 г.

После краха нацистской Германии Хаусхофера попытаются привлечь к ответственности, но ввиду незначительной роли в политике нацистов откажутся от этой идеи. Его допросят по делу Гесса и бывший ученик (косивший под дурачка) на очной ставке не моргнув глазом заявит, что первый раз видит Хаусхофера.

Понимая, что в случившемся с Германией есть немалая часть и его вины, Хаусхофер самостоятельно вынес себе подобающий приговор. В ночь с 10 на 11 марта 1946 года старый профессор и его любимая жена с помощью мышьяка покончили с собой на загородной даче. В прощальной записке Хаусхофер обосновал этот шаг «неизлечимой скорбью о судьбе страны и народа, которому я напрасно посвятил труд всей своей жизни; а также преждевременной гибелью нашего сына Альбрехта, в результате которой я потерял наследника своей научной работы».

Вместе с ним окончательно канула в Лету и "научно обоснованная" концепция "жизненного пространства" для немецкого народа.

Хотя, на этом месте можно крепко поспорить. Впрочем, как говорит Каневский, это уже совсем другая история...