Найти в Дзене

Вымыслы в творчестве Борхеса

Оглавление

Продолжение обзора

                                            Обложка книги писателя
Обложка книги писателя

Прозаик создал личные методы "мимикрии под реальность". Самый простой - это аллюзии, заимствования из популярных книг. Более уникальный способ - комментарии к вымышленной литературе и цитаты оттуда. Джон Барт считал его рассказы "постскриптумом ко всему корпусу литературы". Для правдоподобия писатель ввел в повествование реальных людей, упомянув про всем известные происшествия. Таким образом фантазия соединилась с обыденностью, а вымыслы стали действительностью.

Иногда произведения Борхеса похожи на романтизм или экспрессионизм ("Круги руин"). Трактовка же их далека от романтизма. Автор был абсолютным скептиком и пессимистом по нраву и личным мировоззрениям. Он не доверял в поступательный ход истории. Ярким примером стали новеллы "Другой" и "Утопия усталого человека". Хорхе Луис не имел стремлений к мистике. Его творения отличаются отсутствием загадочности, присущей кошмару или сну. Секретное и невероятное появляется средь бела дня под лучами всемирного классического искусства.

Знаменитый сборник рассказов он назвал "Вымыслы". Пожалуй, это главная тематика его творчества. Во многих публикациях и интервью Борхес рассуждал о том, что всю философскую структуру он осознает только как художественные вымыслы, равноценные вымыслам искусства. Вот ответ его в интервью итальянскому изданию "Панорама": "Бог - это самый рафинированный продукт литературы фантастов... Теология - самый совершенный жанр философской литературы".

Писатель желает понять и изобразить, на что способен человеческий разум, какие иллюзии он открывает, как храбро и далеко способен "отлететь от реальности". Борхес не судит, насколько ясно в данных вымыслах отображается действительность. Рождение фантастического для него представляет особую ценность. Он не просто любуется силой воображения. Отдельные критики назвали его произведения "эпистемологическими метафорами".

Фантастические творения автора включают в себя определенное невероятное допущение, позволяющее увидеть мир в неожиданном ракурсе и задуматься над основными моментами культуры. Возникает вопрос, а реально ли пригласить международный конгресс, где участвовало бы все человечество? ("Конгресс")

                                     Иллюстрация к рассказам Борхеса
Иллюстрация к рассказам Борхеса

В произведениях писателя зачастую находятся некие механизмы зарождения и функционирования культуры, которые в итоге превращаются в объект научных изучений. Например, рассказ "Пьер Менар, автор "Дон Кихота". Что же здесь изображается? В отстраненном виде эксцентричной формы раскрывается феномен, известный большинству читателей с литературоведами: любой роман или цитату прозаиков вполне возможно прочитывать двойным зрением. Глазами представителя тех времен и взором человека 20 века с его богатейшим духовным опытом. Так и происходит при чтениях, обзорах, режиссерских интерпретациях. Этот сдвиг восприятия остается незримым, а герой Пьера внезапно показывает его нам!

Наука стала исследовать особенности расшифровки произведений культуры разных исторических эпох. Борхес здесь открыл метафору новых сфер культурологического знания, таких как герменевтика. Она представляет собой своеобразную эстетику восприятия шедевров классики.

Метафоры автора способны предсказывать, предупреждать или оповещать об опасности. Писатель старался показать цивилизацию, основанную на других логических началах ("Тлон, Укбар, Орбис Терциус"), где порой все перевернуто с ног на голову, и власть, и правосудие, и искусство.

Во многих рассказах он изображает повседневность. Борхес говорил интервьюеру "Лайфа": "Думаю писать на реальные темы. Думаю опубликовать книгу психологических рассказов. Постараюсь отделаться от лабиринтов, от зеркал, от всех моих маний, от вымыслов, постараюсь, чтоб не было смертей, чтобы самыми важными были персонажи как они есть".

Не все из задуманного удалось выполнить литератору. Гибель есть почти в каждом рассказе, так как Борхесу были необходимы экстремальные, конечные ситуации, в которых герой обнаруживает в себе нечто невообразимое или превосходящее ожидания. Хорхе относился к психологии человека точно также как к фантазии. Произведение "Эмма Цунц" - это некое упражнение на тему "комплекса Электры". Главное здесь для него не взаимопонимание героини с отцом, а изумление перед загадочной способностью людей к быстрому и необратимому перерождению, всплеск невиданных доселе человеческих сил, спящих изнутри. Скромная фабричная работница жестоко мстит врагу, жертвуя моралью. Неожиданный финал приобретает развязка "Разлучницы", где показана тема противостояния двух братьев.

В приключенческих новеллах Борхеса из сборника "Всемирной истории подлости" писатель ошеломлен размерами зла, столь же необузданного сколь людское воображение.

                                       Иллюстрации к новелле Борхеса
Иллюстрации к новелле Борхеса

Любой значимый художественный мир многополярен, создает противоборство полюсов, сталкивая воюющие между собой стихии. Все это есть в творчестве Хорхе Луиса. На одной стороне у него находятся вымыслы фантазии с умом, на иной - эпос. Это национальная история. Предки автора принимали участие во всех основных происшествиях Аргентины и Уругвая. Его прадед воевал и одержал победу в битве при Хунине (1824), освобождая родную страну от испанского колониального угнетения. Борхес писал про судьбу родственников: "Я никогда не переставал чувствовать ностальгию по их эпической участи, в которой боги мне отказали".

Его творениям присущ своего рода регионализм, похвала родного края с его красивейшими уголками природы. Он восторженно перечислял старые улицы Буэнос-Айреса. Аргентинское прошлое показано в рассказах как "потерянный рай", потому что оно было наполнено действием, предоставлялся шанс выразить свою храбрость и постоять за личную честь.

В поэзии и прозе писателя увеличивается образ гаучо. Это свободные солдаты и фермеры, исчезнувшие на рубеже 19-20 веков. У них отобрали землю и лишили прав кочевать в пампе. Они превратились в рабочих либо изгоев общества, не сумев адаптироваться к новым условиям городов буржуазии.

Борхес интересовался маргинальным миром, так как тому учила его религия: смелости, верности в дружбе и бесстрашию встретить смерть лицом к лицу. Эта эпическая участь характерна для героя его новеллы "Юг".

                                                    Иллюстрации к Борхесу
Иллюстрации к Борхесу

Тонкий интеллект Хорхе Луиса не совпадает с идеализацией мужской грубой силы, варварским равнодушием к жизни и гибели ("Человек из розового кафе"). Здесь заметно сходство между заинтересованностью эпическим ("Гуаякиль") и смешанным "европеизмом остальных вымыслов". Эти начала показывают читателям два духовных мира и две родины художника Борхеса. Они противопоставлены вульгарной, денационализированной обыденности буржуазного мира.

Финал напишу в своем сообществе "Философия мировой классики". Ставьте лайки и при желании подписывайтесь на мой канал все любители классики и истории, ведь она показана во многих произведениях!