Английский ювелир Анабела Чан – человек талантливый во многих отношениях. С ее необычными украшениями, созданными из переработанного алюминия и искусственно выращенных драгоценных камней и так горячо полюбившихся многим знаменитостям, мы уже говорили в другой статье на канале. Теперь же я предлагаю взглянуть на иную, менее утилитарную сторону ее творчества и познакомиться с необычным феноменом в художественном мире, который возник во многом исключительно благодаря ей.
Миниатюрные, драгоценные, наполненные настоящими природными красками, сложные скульптуры из настоящих крыльев бабочек… Невероятное увлечение или странный способ выразить свое восприятие красоты от Анабелы Чан, о котором мир впервые узнал в 2016 году благодаря ее персональной выставке «Природные курьезы от Анабелы Чан».
Не совсем понятно, почему изящные и яркие воплощения фантазий автора получили название «Природные курьезы», однако равнодушными они точно никого не оставили. Что и неудивительно: каждая маленькая скульптура состояла из десятков, а иногда и сотни разноцветных крыльев экзотических бабочек, образующих сложный, объемный узор.
Кто-то видел в нем нечто абстрактное и эфемерное – едва уловимое, легкое прикосновение чего-то почти сказочного, совершенно непонятного, но очень красивого.
Кто-то, как и сам автор, считал их застывшими на мгновение причудливыми брызгами живого, настоящего природного цвета, который то оживал веселыми искорками радужных переливов, то замирал в темной, безграничной глубине иссиня-черных крыльев.
А кто-то, подобно мне, видел в них роскошные, экзотические цветы самых невероятных форм и расцветок. Подобное восприятие – первая ассоциация, которая пришла мне в голову, когда я увидела фотографии этих сложных и совершенно уникальных произведений искусства.
Вообще цветы и бабочки, наверное, самая постоянная пара в мире прекрасного: если в произведении присутствует лишь один из двух этих символов, то он неизменно притягивает второй, даже просто в силу ассоциативной игры нашего собственного воображения
Однако для Анабелы Чан первичным все-таки был цвет. Используя природные свойства крыльев самого красивого насекомого (хотя, правильнее, наверное, сказать: единственного красивого насекомого) она постаралась воплотить сложный и крайне изменчивый характер цвета. Показать, как он ускользает и как перетекает из одного оттенка в другой, как стремительно гаснет в темной глубине, чтобы затем взорваться радостным ярким безумием во всем своем великолепии.
А поскольку изначально Чан была скульптором, магию цвета она также решила запечатлеть в объеме, создав сложные и в тоже время невероятно легкие композиции из маленьких, невесомых и невероятно хрупких элементов – крыльев бабочек. Определенную роль сыграло также увлечение таксидермией, к которой на ряду с орнитологией и драгоценными камнями, Чан испытывает определенную любовь и интерес.
Но далеко не у всех подобные произведения Чан вызвали симпатии и восхищение. Нашлись и те, кто высказался негативно, увидев в ее произведениях жестокость по отношению к живым существам. Ведь для каждой скульптуры использовались настоящие крылья бабочек, закрепленные тонкими спицами из латуни, покрытой золотом.
Признаться честно, у меня подобные мысли тоже были. Не то чтобы, прямо в таком – резко отрицательном ключе, но определенное, двоякое послевкусие все-таки осталось.
Тоже ощущение у меня возникало, например, при взгляде на бирюзовое великолепие китайских ювелирных украшений, созданных из перьев зимородка: вроде бы ты восхищаешься сложной красотой и изяществом этих произведений, тонкой работой мастера, но никак не можешь освободиться от мысли, что за каждым из этих шедевров стоит трагедия десятков маленьких живых существ – птичек зимородков, виновных лишь в том, что их оперение так красиво…
Конечно, бабочки – это не птицы, к насекомым мы зачастую крайне редко испытываем какие-то позитивные чувства или даже маломальские симпатии. Но все же – это живые существа, и видеть их вот так – в качестве омертвевших частей сложного, пусть и невероятно красивого, произведения искусства – немного больно и как-то обидно.
В общем, лично у меня художественные произведения Анабелы Чан вызывают куда более сложные и неоднозначные впечатления, по сравнению с ее ювелирными шедеврами.
Возможно, так и должно быть, ведь одна из главных целей искусства – дать нашему воображению сильный импульс или эмоцию, благодаря которым мы можем ярче и острее воспринимать окружающий нас мир, замечать все более сложные и самые миниатюрные его детали, видеть в нем новые грани красоты и стремиться к чему-то большему, лучшему и светлому…
А какие ощущения произведения Анабелы Чан вызывают в вашем сознании? Согласны ли вы с тем, что в них оживает легкость и красочность, сложная изменчивость красоты? Или вам больше по душе негативная оценка защитников живой природы?
Допустимо ли для воплощения художественного замысла использовать элементы живой природы? И если нет, до не дойдем ли мы в этом отрицании до абсурда, окончательно утопив ее в бескрайнем море вездесущего пластика до такой степени, что сама возможность использовать какие-то элементы флоры и фауны в конечном итоге исчезнет?
🌺 Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал 🌺
Другие статьи о бабочках и украшениях:
- Ювелирные сказки Анабелы Чан: 7 коллекций экологичных украшений;
- Особенности украшений от Синди Чао: почему ее цветы и бабочки стоят миллионы долларов.