Найти в Дзене

Как бухгалтеру работать с проактивными выплатами?

Оглавление

24 февраля прошёл вебинар «Проактивные выплаты в вопросах и ответах» с участием представителей ФСС. Во время эфира нам поступило огромное количество вопросов от слушателей. Сегодня в статье мы ответим на самые популярные из них.

Время чтения – 7 минут.

Кратко об изменениях

С 2022 года социальные выплаты становятся проактивными. Это значит, что работник исключается из цепочки взаимодействия с Фондом социального страхования. Данные о закрытии листка нетрудоспособности или об иных страховых случаях будут поступать работодателю автоматически в его учетную систему. Бухгалтеру нужно будет отправить расчеты по выплатам в Фонд, а тот уже напрямую делает выплату сотруднику.

Например, сотрудник Петров заболел. Врач в своей системе делает запрос, в какой организации числится Петров и открывает больничный. Номер ЭЛН с датами болезни поступает с систему ФСС, а оттуда уходит запрос работодателю Петрова на расчет больничного. Петров ничего не приносит бухгалтеру. Бухгалтер получает извещение от ФСС в своей учётной системе, делает расчеты на выплаты и отправляет расчет в ФСС. Если у Фонда не будет вопросов, он напрямую выплатит пособие Петрову на тот расчетный счет, который указал бухгалтер.

Как начать работать с проактивными выплатами?

Первое, что должен сделать бухгалтер – сформировать и отправить реестр застрахованных лиц в системе учета. Если вы работает в системе СБИС, то эта форма расположена в разделе «Пособия и больничные». Если ранее вы подавали данные по сотруднику в ФСС, то СНИЛС, ИНН, адрес, паспорт, банковские реквизиты и другие данные подтянутся в форму автоматически.

Как сформировать реестр о застрахованных лицах в СБИС?
Как сформировать реестр о застрахованных лицах в СБИС?

После того, как Фонд примет этот реестр, начнется работа с проактивными выплатами.

И ещё важный момент. Всё взаимодействие с ФСС будет осуществляться через систему СЭДО. Когда ФСС при обработке и назначении пособия будет недостаточно каких-либо сведений, он направит работодателю извещение посредством социального документооборота.

Что такое СЭДО? Как к нему подключиться и как работать с извещениями от ФСС?

СЭДО (социальный документооборот) – система для обмена юридически значимыми электронными документами между медорганизациями, ЗАГСами, ФСС и работодателями. В системе СЭДО ФСС видно, кто из работодателей уже перешёл на прямые и проактивные выплаты.

Пользователи СБИС подключаются к СЭДО автоматически. А это значит, что в личном кабинете СБИС вы будете получать извещения о новых больничных листках, а также извещения о представлении недостающих документов по прямым выплатам страхового обеспечения (ПВСО).

Для работы с СЭДО не нужно заключать дополнительных соглашений с работниками. Достаточно просто представить реестр сведений о застрахованных лицах.

Нужно ли отправлять реестр сведений о застрахованных лицах в ФСС на всех сотрудников, в том числе уволенных?

Обязательно нужно. Если бывший сотрудник в течение 30 календарных дней с момента увольнения заболеет или получит травму, то работодатель будет обязан оплатить этот больничный лист (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). А если вы не представите по нему сведения, соответственно, ФСС не сможет осуществить выплату этого пособия застрахованному лицу.

При трудоустройстве нового сотрудника нужно ли в ФСС направлять реестр на него?

Да, обязательно нужно. Если наступит страховой случай, то работодатель будет идентифицироваться согласно поданным сведениям. А если бухгалтер не подаст данные, то ФСС просто не сможет найти работодателя у данного работника.

Если работа сотрудников носит сезонный характер работы, нужно ли подавать данные?

В сведениях о срочных трудовых договорах есть раздел, согласно которому указываются сроки работ, на основании которых производятся начисления от ФСС. Поэтому подавать сведения на данную категорию сотрудников нужно обязательно.

Предусмотренны ли какие-нибудь штрафные санкции за неподачу или несвоевременную подачу этих сведений?

С появлением проактивных выплат, появляются и новые штрафы. Полный перечень штрафных санкций обозначен в Федеральном законе от 29.12.2006 № 255-ФЗ.

Например, в проактиве пришёл предзаполненный реестр, работодатель обязан в течение трех рабочих дней проверить сведения и направить их обратно в отделение Фонда. Если вы во время не обработаете и не направите данные сведения в Фонд, вам может быть начислен штраф в размере 5000 рублей.

Если речь идет о тех сведениях, которые должны будут подаваться первично, чтобы вы перешли в проактив, то здесь штрафных санкций не предусмотрено. Срок представления первичных сведений законодательством не установлен.

По какой форме подавать корректировку, если поменялись данные у работника?

Корректировки передаются на тех же бланках, которые передает бухгалтер о сотруднике. То есть, если у сотрудника изменилась фамилия, то на него одного вы формируете реестр о застрахованных лицах и направляете в Фонд.

Поэтому ФСС рекомендует оповестить работников, чтобы они своевременно передавали актуальные данные об изменениях: паспортные данные по возрасту или изменения семейного положения (замужество/развод), изменение в реквизитах банковской карты. Иначе, если изменения произошли, а вы их не отразили, ФСС придется направлять извещения на уточнение данных работника, а это займет время и отодвинет срок получения пособия работником.

Напомним, что эти обновленные сведения попадают в единую информационную систему портала Госуслуг и на основании этих сведений формируется реестр, который предзаполняется и направляется работодателю.

В течение какого срока пособие должно быть выплачено?

Выплата работодателем осуществляется в день выплаты заработной платы: как установлено в компании — это или аванс, или окончательный расчет заработной платы за месяц. Фонд социального страхования оплатит в течение трех рабочих дней с момента получения данных от бухгалтера.

Что сейчас делать с больничными за 2021 год?

По сотрудникам, которые болели в 2021 году, но обратились в ФСС сейчас за получением пособия – действует прежняя схема работы. То есть работодатель формирует реестр и направляете его для назначения и выплаты пособий. В декабре 2021 года еще выдавались такие. И по закону сотрудник в течение 6 месяцев может обратиться и принести больничный лист на бумажном носителе. В таком случае, здесь проактив невозможен.

Остается ли заявление застрахованного о замене лет для расчета отпуска по беременности, пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет?

Да, остается без изменений. Если сотрудница в предыдущие годы находилась в отпуске по беременности и в отпуске по уходу за ребенком, она имеет право написать в бухгалтерию о замене лет на перерасчет. Тут, конечно, уже не проактив, так как он начинается с того момента, как открывается электронный больничный лист.

Если вы при обработке сведений заметили, что не проставили Уральский коэфициент, то есть право на предоставление уточненных реестров на перерасчет. Сотрудники отделения ФСС назначают пособие только на основе тех данных, которые поступают от работодателя.

Согласно 255-ФЗ по страховым случаям, наступившим в 2022 году замену лет можно осуществлять даже после того, как выплата была произведена.

Кроме того, хотелось бы напомнить, что сотрудник может принести справку 182-Н и попросить пересчитать раннее назначенное пособие. В таком случае бухгалтер должен направить на перерасчет, с учетом предоставления справки.

Нужна ли будет справка второго родителя о неполучении выплаты единовременного пособия для получения данного вида пособия?

Да, пока мы полностью не перешли на проактивные выплаты – запрашиваем справку с места работы второго родителя и справку из ЗАГСа.

В ближайшем будущем данное пособие тоже перейдет на проактив. Из ЗАГСа будут поступать сведения в ФСС и на их основании Фонд будет назначать пособие – справка будет не нужна. Отцу будут назначать пособие только в том случае, если место работы матери не определено.

Работник просит больничный оформить почтовым переводом. Возможно ли его получить?

Почтовые переводы законодательством предусмотрены. Самая главная задача бухгалтера – выяснить на какой почтовый адрес направить перевод. Зачастую адрес по прописке не соответствует фактическому проживанию работника и сотрудники просто не успевают за 1 месяц получить пособие, так как не могут найти то почтовое отделение, куда были направлены средства.

На этом всё. Если у вас остались вопросы к Фонду социального страхования, пишите в комментариях. А чтобы не пропустить ближайший бесплатный вебинар с представителями госорганов – переходите на сайт и регистрируйтесь >> https://clck.ru/dnbP2

#проактивныевыплаты #фсс #пособия #больничные #сэдо