Одно из первых слов, которое усваивают дети, является «мое». Они используют его, чтобы заявить права на игрушки, еду или людей, к которым тянутся. Итак, как же следует учить детей преодолевать то, что кажется естественной склонностью и не превращаться в эгоистов?
Своими советами с нами поделилась Наталия Дербенева, практикующий психолог и со-основательница детского сада Infant School.
Причины
Одна из причин, по которой дети становятся эгоистичными, заключается в том, что мама и папа делают для своих детей все, что они попросят и не обозначают границ. Дети привыкают, что весь мир крутится вокруг них и складывается впечатление, что и все им должны.
Начните в раннем возрасте
Поскольку это естественный импульс для детей думать и действовать эгоистично, правильная модель поведения должна прививаться с малых лет и постепенно. Так, ребенка в возрасте до 3-х лет мы учим заботиться о себе самом. Очень многое познается в процессе игры, когда малышу нужно обозначать свои границы и обращать внимание на остальных.
Здесь помогут простые объяснения, такие как «ты должен делиться и быть добрым» или «мы не берем игрушку у нашего друга без спроса», «жди своей очереди» и т.д. Важно эти базисные вещи заложить в ребенка до 5 лет. Это самое продуктивное время. После 5 лет дети уже активно общаются с людьми и сталкиваются со всеми социальными процессами, поэтому так важно, чтобы к этому моменту они научились понимать чувства других и не были зациклены только на себе.
Создайте культуру общения в своем доме
Разделять обязанности — это привычка, которую мы можем выработать в своих семьях. Например, объяснить, что уборку ребенок делает в первую очередь для себя, но есть еще мама и папа, которым нужно помогать. Обозначьте его зону ответственности: вынос мусора, полив цветов, помощь маме накрыть на стол. Здесь важно поощрять ребенка и говорить, что вы его уважаете за помощь и гордитесь им. Невозможно ценить чужой труд, если сам не трудишься.
После 6 лет смотрим, чему ребенок научился и повышаем немного планку: больше привлекаем к участию в жизни семьи, ставим более сложные задачи. В этом возрасте прорисовывается роль старшего брата или старшей сестры. Что это значит? Сейчас почти ни у кого нет необходимости сидеть с младшим ребенком, забирать его из детского сада и т.д. Сегодня это не принято, поэтому возникает вопрос, какая роль у члена семьи?
Домашнее задание по геометрии никак не наполняет понятие «старший брат, сестра», а ребенок должен проявлять себя в этом смысле. Дело в том, что когда он вкладывается в свои обязанности старшего брата, то начинает по-другому относиться и к остальным членам семьи.
Если нет брата или сестры, то всегда есть старшие взрослые, о которых необходимо заботиться. Ребенок постоянно говорит «не хочу», потому что труд – это преодоление себя. В чем мотивация преодоления себя? Желание, чтобы дети не выросли эгоистами, исходит от родителей. Ребенок — “вагончик”, который следует за ними.
Нельзя удовлетворять все несформированные желания: мороженое на ужин, бесконечные дорогие игрушки и т.д. Здоровое питание, режим дня — все это полезно для подрастающего организма и прививается через правила. Здесь все способы хороши. Личный пример, система вознаграждений, когда ребенку после выполненных обязанностей можно выбрать развлечение или новую игрушку. Помимо материального вознаграждения, всегда должно идти и моральное: “Я горжусь тобой, мне очень приятно, что ты мне так помог. Ты моя опора”. Это такая помощь своим детям.