Найти тему
Михаил Слободин

Заморозка активов Центробанка, равносильна объявлению о неплатежеспособности Запада.

Отключение части российских банков от международной платежной системы SWIFT некоторые считают, так сказать, ядерным вариантом, который может серьезно навредить российской экономике. Но от SWIFT отключат только часть российских банков. Европа и, главное, Германия хотят, вероятно, оставить возможность оплачивать российский газ, что логично, потому что нельзя получать газ и не платить за него.

Однако ситуация обостряется с каждым днем все больше, и за две недели произошло столько, сколько не происходило за 20 лет. Разве мог кто-нибудь себе представить, что Германия поддержит милитаризацию, создание оборонной промышленности и экспорт оружия на Украину, откажется от газопровода "Северный поток — 2", а уже на следующий день немецкий министр промышленности из "Зеленых" даже скажет, что, возможно, остановка АЭС в конце года будет отложена. Они решили, что отключение SWIFТ, т. е. заморозка активов российского Центробанка, которая помешает России продавать доллары, евро и йены.

Считают, что это настоящий "ядерный вариант" санкций и попытка довести Россию до неплатежеспособности и банкротства. Этот санкционный шаг оказался столь действенным, что сервер Eurointelligence.com, который прежде предлагал самые решительные шаги, в понедельник написал, что надеется — правительства и Европейская комиссия все тщательно продумали и взвесили все последствия, потому что российская власть может расценить это как объявление войны.

Финансовые санкции подобного типа — это, по сути, форма блокады, а блокады могут спровоцировать вооруженный ответ. Россияне хочет пугать ядерным ответом. Россия располагает невоенными "боевыми" средствами, чтобы ответить на эти санкции. Так, в понедельник Москва объявила, что не будет выплачивать зарубежные долги.

Готов ли европейский банковский сектор к тому, что некоторые банки могут рухнуть, в том числе системно важные, которые слишком развернулись в России?

Общие золотовалютные запасы России достигают 630 миллиардов долларов. Из них 311 миллиардов инвестированы в облигации, 152 обналичены, а 132 хранятся в золоте. 13% резервов — в Китае. Также у России есть некоторые резервы в оффшорах.

Каждый день Европа и Америка отправляют России 350 миллионов долларов за нефть, 250 миллионов за газ и сто миллионов за уголь.

Заморозка активов Центробанка, равносильна объявлению о неплатежеспособности. Деньги — это обещание. Портрет английской королевы на каждой банкноте фунтов — это обещание, что держатель этой банкноты получит услугу на установленную сумму. Решение заморозить активы Центробанка означает вынужденное нарушение обещания, на которое опирается вся финансовая система.

Конфликт, конечно, сказывается на ценах энергоносителей, но интересно то, что по большинству газопроводов газ из России в Европу продолжает поступать, и его даже становится больше. Однако стоит всерьез относиться к угрозе полного отключения российского газа. Может, так Россия ответит на санкции и вооружение Украины. Для России и ее "Газпрома" это будет иметь как краткосрочные, так и, главное, долгосрочные негативные последствия. Тем не менее Россия готова идти на большие риски. Людские потери в спецоперации на Украине для нее опаснее, чем конец доходов от газа. И все равно Россия пошла на риск.

Европа импортирует из России в среднем 175 — 200 миллиардов кубометров газа. Для сравнения, например, Италия ежегодно добавляет возобновляемых источников, которые производят столько же энергии, сколько 0,25 миллиардов кубометров газа. Один большой атомный реактор вырабатывает энергетический эквивалент 1,6 миллиардам кубометров газа.

Газовый экспорт Норвегии достиг максимума возможностей. Алжир и Азербайджан не могут полностью заменить Россию. Поэтому остается надеяться только на Катар и Австралию. Но они уже сообщили Европе, что ради нее не могут расторгнуть уже заключенные долгосрочные контракты. Конечно, в этом году, по-видимому, катастрофы в этом смысле уже не случится, потому что мы, скорее всего, приближаемся к концу отопительного сезона, а запасов в Европе — на 14 дней потребления.

Вопрос встанет ребром следующей зимой. Газ будет использоваться там, где заменить его непросто. Две трети газа в Европе потребляются в промышленности и для отопления зданий, и только треть идет на выработку электроэнергии. На газ приходится треть потребления энергии в среднем европейском домохозяйстве, и в большинстве домохозяйств Европейского Союза дома отапливают газом.

В большинстве стран, которые очень зависимы от российского газа, будущей зимой, вероятно, будет работать система распределения и регулирования электроэнергии и газа. Согласно регуляционным нормам, отопление домов будет иметь приоритет над работой предприятий.