Найти тему
Реальный театр

Театр в современной России

Если кому-нибудь захочется узнать ответ на вопрос - "а какой сейчас у нас театр?", то он часто получит на него такой ответ: "театр у нас очень-очень разный". Это касается и его "уровня", и тех философских концепций на которые он опирается, и его форм. Разнообразие театра вообще-то лучший комплимент и ему (театру) и обществу, в котором он сформировался. И тут даже отчаянным скептикам-русофобам придется признать: в смысле разнообразия отечественный театр самый богатый.

Посудите сами. Сейчас вы практически в каждом городе найдете тот вид театрального зрелища, который именно вам и интересен. Приезжаешь, например, в Екатеринбург, и там есть и традиционный театр драмы, и вполне себе экспериментальный музыкальный, и очень специфический Коляда. Для любителей поругать власть вместе с актерами - есть площадка Ельцин-центра. Короче, полный набор. Но ладно Екб - он давно театральный. Но ведь даже если приехать во Владимир, сейчас можно обнаружить там драму, которая даже после того как сгорела, продолжает держаться за принципы традиционализма, театр кукол - который несколько лет назад вдруг вступил на путь создания репертуара для взрослых, и независимое товарищество "Завод", которые занимаются современной драматургией, делают спектакль про Чернобыль в заброшенном цехе и т.д.

Ситуация совершенно уникальная. И возникла она в результате нескольких процессов. Профессиональная сцена в 90-е годы прошла путь очищения. В театрах ставили развлекательную антрепризу, а все советское наследие рухнуло. Воровать из Европы еще было нечего - никаких фестивалей не было, ездить за кардон не на что, видеозаписи - плохи. Стали возникать независимые художники, которые сейчас уже давно суперзависимые. Типичный пример - Андрей Могучий, который раньше вытворял все, что душе угодно, а сейчас снимает "Волнение" в БДТ, потому что автор пьесы решил весь свой процент отдавать Украине. Могучий и другие пришли на пустые места. Режиссеры, которые ставили раньше только Вампилова, Шекспира и Володина не смогли перестроится на путь открытости ко всему новому, и сдали самые крупные площадки без боя.

Что происходило дальше? Дальше разные структуры решают театр поддерживать, чтобы из руин выросло то, что им нужно. Появляется СТД и его деятельность. Появляется "Золотая маска". Появляется пропаганда. Всем им удалось выстроить собственные направления развития театра. У "Маски" оно прозападное, и на нее ориентируется региональные театры, которые возглавляются режиссерами из Питера и Москвы, потому что для них "Маска" - шанс вернуться в столицы. Другое направление это различные региональные фестивали от СТД, которые, как правило, подчиняются интересам конкретного руководителя отделения. В регионах не нужны фестивали, которые будут демонстрировать, что у них в театре все плохо. Нужно привозить спектакли, которые будут смотреться на уровне с местными поделками. Третье направление - это конкретно провластные театры, которым вообще все равно на любые фестивали, премии, зрителей и режиссеров. Они выполняют заказ. У них все хорошо. Последнее направление совсем крошечное - это независимые художники, которые ни на что не ориентируются. Ими быть тяжело, потому что их опыт часто становится частью "Золотой маски", захватывается ей и ставится в арьегард движения. А если же ты отказываешь от этого магистрального направления, то тебе предстоит странная театральная судьба, потому что тогда ты делаешь театр только для себя и тех зрителей, которым он нужен.

Последняя фраза вроде как нонсенс. Ведь весь театр для себя и зрителей. В реальности это не совсем так. Зрителей всегда используют для удовлетворения тщеславия режиссеров, актеров, драматургов и художников. Аргумент за или против того или иного спектакля "зритель ходит\не ходит" - это критерий оценки работы отдела маркетинга, а не создателей спектакля. Русский театр прямо сейчас во власти режиссеров, которые ставят для себя и трех друзей. Иногда им приходится идти на компромиссы, чтобы все три друга были из одного направления, которые расписаны выше. Я не видел ни одного режиссера, который ставил бы спектакль и думал бы о тех людях, которые пойдут его смотреть. Им все равно. Незаметным образом мы получили целую строку в бюджете России, которая обслуживает хотелки трехсот человек. Целая огромная система ради режиссеров, которые делают "искусство". Ни исследованием аудитории, ни тем более удовлетворением ее потребностей никто не занимается. Впрочем, это касается не только театра, а всей нашей реальности.