Стратегия развития компании – направление, выбранное организацией для изменения нынешнего состояния. Иными словами, это набор мероприятий и инструментов, необходимых для того, чтобы компания смогла перейти к новому желаемому состоянию (например, увеличение прибыли, завоевание новой доли рынка и даже выход с рынка и т. д.) за определенное время.
Зачастую необходимость в разработке формализованной стратегии у компаний возникает в следующих случаях:
1. Компания уже достигла определенных целей и успехов на рынке, но, далее, необходимо выбирать дальнейшие пути развития;
2. У компании наблюдается явное уменьшение рентабельности при высокой конкуренции на рынке;
3. У компании есть определенные стратегические цели, но до конца не ясно, обеспечит ли текущая деятельность их достижение;
4. Компания видит новые возможности (выход на новые рынки, открытие новых направлений бизнеса, укрепление конкурентоспособности и пр.), но нет уверенности в целесообразности или способах достижения этих возможностей;
5. Существенно изменились цели деятельности компании.
Этот список далеко не полный, но он отражает наиболее часто случающиеся причины, когда компании задумываются о необходимости разработки формализованной (в виде конкретного документа) стратегии. К сожалению, в настоящий момент в большинстве компаний не существует стратегии в таком виде, а она в каком-то виде существует только в голове собственников компании.
Зачастую об этой стратегии (поскольку она не формализована, и собственники о ней не рассказывают) никто (ни руководители, ни рядовые сотрудники) не знает или не догадывается. Из-за этого собственники и топ-менеджеры не могут найти консенсус по вопросам стратегического развития и управления.
Поэтому разработка такого документа позволяет всем сотрудникам компании однозначно понимать ее цели, а также понимать направление развития. Кроме этого, это дает инструменты для выработки оптимального пути достижения цели (или нескольких направлений), а также для принятия долгосрочных и среднесрочных решений.