Найти в Дзене
Старая Барда

«Ну чем не Беловодье?!»

«Я [Михайлов] и Кабыжакский учитель Тундуков [камышакский учитель Тундуков Евфимий Алексеевич] отправились в аилы Аккол и Курлек. В Аккол мы прибыли 16 и здесь беседовали с татарином Пойкором Тудушевым. Мы читали ему беседы к язычникам и говорили о необходимости креститься для каждого человека. После беседы он дал обещание креститься. Перешли отсюда к татарину Сандра Шонкину. Провели много времени, убеждая его хозяина бросить язычество. К радости нашей и этот согласился», - выдержка из дневника ынырлыкского учителя Михайлова за 15 июня 1905 года, процитированная в прошлой публикации.

Фрагмент карты Алтайского Горного округа Томской губернии (1870 г.)
Фрагмент карты Алтайского Горного округа Томской губернии (1870 г.)

Если вы любите путешествовать по Горному Алтаю, то, возможно, слово «аккол» для вас не ново.

«Ак-Кёль (Ак-Кол, Ак-Кӧл) - река, имеющая три названия, но каждое из них значит «белый, белая вода». В нижнем течении это Чаган-Узун. За Бельтиром, выше слияния с Талдурой, Чаган-Узун становится просто Чаганом, в истоках это Аккол»,

- пишет в своей статье «Алтай. Ак-Кольское Беловодье» Ольга Шадрина.

Михалов со своим кабыжакским коллегой никак не смог бы добраться до горно-алтайского Аккола за сутки. Значит, в нашем районе было свое Беловодье! (Согласно «Топонимическому словарю Горного Алтая» О. Т. Молчановой, «Ак-коол» - буквально «белое, чистое русло», что подтверждает слова Ольги Шадриной, упомянутые выше).

Исходя из записи дневника, в Акколе проживали некрещеные кумандинцы – Тудушев Пойкором и Сандра Шонкин. Каких-либо данных на последнего мне найти не удалось. А вот Тудушев (вернее Тутушев) Пайкором будет крещен под православным именем Поликарп. В 1917 году он принял участие во всероссийской переписи, где указал, что является старожилом аила Озерки!

Основанные в 1870 году (возможно раньше, т. к. на карте Алтайского горного округа за этот год уже обозначены) Озерки во всех последующих ревизиях так и называются. Но… По «Списку населенных мест Томской губернии» за 1899 год аил, относящийся к Нижне-Кумандинской волости, насчитывал 26 дворов и был расположен на реке Ише и озере «Акыл степной». В ревизии 1911 года местом расположения Озерок указаны те же самые водоемы, с одной лишь разницей: озеро записано как «Ак-Кол степной»!

Видимо, до прихода русских в эти места кумандинцы называли свое поселение Акколом. Переселенцы скупили дома инородцев, о чем свидетельствуют данные переписей: количество домохозяйств еще долгое время оставалось неизменным – 26, а вот русских в Акколе становилось все больше. Переселенцы, впечатленные большим количеством озер в округе, дали поселку новое название. (Подобное явление наблюдалось в другом кумандинском аиле - Куячаке, ставшим с приходом русских, - Ивановкой).

Заселение Озерок подробно описала в своей статье, опубликованной в 122 номере газеты «Восход», Алиса Николаевна Часовских. Пожалуй, процитирую:

«Место для поселения было выбрано на правом берегу реки Иши у подножия горы Казырык. Это место для проживания было очень удобным: с правой стороны оно защищено горами, а с левой протекала довольно-таки крупная река Алтая Иша…».

Сюда же добавлю рассуждения краеведа Виталия Ивановича Докучаева о переводе названия Казырык:

«…есть алтайское слово штык – священный. Может быть, наш сегодняшний Казырык – это Казырыйык прежний? По крайней мере, когда в разговоре с руководителем нынешней археологической экспедиции в поселке горном М. Т . Абдулганеевым я упомянул курганчики из камней с глиной, что на гребне Казырыка, он возразил: «Курганы на вершине? Не бывает. Вот святилища – да, встречаются часто».

Ну чем не Беловодье?! Тем более что большинство русских переселенцев в Аккол были старообрядцами...

Где-то там, у подножия Казырыка, наше красногорское Беловодье...
Где-то там, у подножия Казырыка, наше красногорское Беловодье...