В 1223 году славяно-русский мир столкнулся с проблемой. Откуда-то с Дальнего Востока из самых его диких краёв в степи Дешт-и-Кипчака вторглись невиданные доселе плосколицые кочевники на маленьких мохнатых лошадях. Они презрительно именовали половцев своими конюхами и обратились к русским князьям с заманчивым предложением - вместе напасть на общих врагов, разбить и поделить между собой пленных и добычу. Сделка, как известно, не состоялась по инициативе Рюриковичей. Потом была битва, в которой дерзкие пришельцы жестоко наказали недальновидных князей. Но как же им это удалось? Попробуем разобраться.
Тактико-стратегические возможности союзников
Узнав об опасности, южнорусские князья и их смоленские кузены образовали военный блок вместе с половцами хана Котяна Сутоевича. Русских князей часто обвиняют в неспособности договориться. Вот, мол, бездари, средневековые тупицы, как же им не хватило мозгов составить план, распределить роли, указать стрелками направления главных ударов и победоносно разбить врага. И дел-то всех на копейку! (Так думают не все, но многие.)
Ничего такого, как известно, не случилось, и вот почему. Структура русско-половецкого войска отличалась, с позволения сказать, полным отсутствием структурированности, что было на руку монголам. Наиболее крупным военачальником русско-половецкого стана являлся галицкий князь Мстислав Мстиславович Удатный. Доселе он был непобедим, и, вероятно, такому человеку сподручнее было бы поручить общее руководство военной операцией в качестве фельдмаршала, начальника генштаба или что-то в этом роде.
Однако проблема заключалась (и поныне заключается) в том, что в войске всегда отражается та социальная структура, которая преобладает в обществе. У нас же дело обстояло так, что каждый русский князь (и половецкий хан) был абсолютно самостоятельной фигурой, каждая дружина признавала только своего князя, а каждое ополчение - выборного воеводу. Общее направление для всех этих независимых единиц указать было можно и даже попытаться поставить общую задачу, но ждать от них слаженности в критические моменты не представлялось возможным.
Преимущества монголов
Совсем в другом свете предстаёт перед нами армия (а, точнее, отряд или корпус) монгольских военачальников Джебе и Субедея. После реформы, проведённой Чингисханом, монголы стали единым народом, слитым воедино из разных степных этносов. Они подчинялись жёсткой дисциплине и были воодушевлены талантами своих военачальников. Там, где у русских были дружины из сотен человек, у монголов стояли тысячи.
Впрочем, соотношение сил на Калке было в пользу русско-половецкого войска. Численность монголов соответствовала примерно 20 тысячам человек, а русских и половцев, по разным оценкам, было от 40 до 100 тысяч. Единоначалие, сплочённость или мотивация, как ныне принято говорить, дисциплина и правильный подбор командиров, основанный на таланте, а не знатности рода, - вот чего не хватало русскому воинству.
Будучи слабее численно, монголы перехватили инициативу и держали её в своих руках от начала и до конца всей эпопеи. Их тактика имела выраженный наступательный характер. Они заставали противника врасплох и наносили стремительные удары, внося разобщённость и смятение в его ряды. Монголы били врага по частям, изматывая его постоянными стычками и внезапными атаками. Они осыпали русские полки тысячами стрел, отступали и снова повторяли свои манёвры. Наши фланги и тылы находились под их контролем. Преимущество русских и половцев в людях и броне, как это ни печально, не спасло их от страшного поражения. Как писал Генрих Латвийский:
"И пал великий король Мстислав из Киева с сорока тысячами воинов, что были при нём. Другой же король, Мстислав галицкий, спасся бегством. Из остальных королей пало в этой битве около пятидесяти. И гнались за ними татары шесть дней и перебили у них более ста тысяч человек (а точное число их знает один Бог), прочие же бежали".
P.S.
История учит тому, что ничему, никого, никогда не учит. Чаще всего её используют для подбора фактов, чтобы доказать оппоненту свою правоту. Видимо, из-за этого печальным опытом битвы на Калке никто на Руси не озаботился. С другой стороны, нельзя изменить время. Монголы были тогда едины, воодушевлены и, следовательно, непобедимы, а Русь пребывала в раздробленности и ментальной неопределённости духа. В таких обстоятельствах одерживать победы очень нелегко.
Если статья вам понравилась, ставьте лайки, подписывайтесь на канал, пишите комментарии и будьте здоровы
О неточностях и опечатках просьба сообщать автору