Тяжёлые грузовики в Кременчуге (Украина) начали делать весной 59-го года. Основой для них стал, переданный из Ярославля ЯАЗ-210. К концу первого года производства в Кременчуге научились делать КрАЗы. Ими стали грузовики 214-й и 219-й серий, которые считаются первым поколением. КрАЗы с самого начала предназначались для Советской Армии, нефтяников, газовиков и строителей.
КрАЗ-255Б представляет третье поколения кременчугских большегрузов. Он встал на конвейер летом 67-го года и впитал «лучшие черты» своих предшественников, получив новые, свойственные только ему. Качество машины постоянно совершенствовалось. Об этом говорит рост ресурса с 80 до 140 тысяч километров за десять лет, начиная с 70-го года.
Особенности конструкции
Мощная рама выдерживала все возможные нагрузки. На ней монтировались все узлы автомобиля и специальные надстройки.
Модернизированный ярославский дизель 238-й серии объёмом 14,866 литра выдавал 240 л.с. при меньшем потреблении топлива, что позволяло везти 7,5 тонн со скоростью 70 км/час. Мотор комплектовался подогревателем, обеспечивая запуск в любой мороз.
Мотор работал совместно с двухдисковым сцеплением, КПП с пятью передачами вперёд и реверсом. Синхронизаторы имели со 2-й по 5-ю передачи.
Момент на мосты доставляла двухступенчатая раздатка с дифференциалом и пятью карданными валами. Для привода лебёдки устанавливали КОМ.
Унифицированные по большинству деталей ведущие мосты с редукторами из двух ступеней и разгруженными полуосями имели отличия. Передний – был со ШРУСами, рессорами и амортизаторами телескопического типа. Средний – с промежуточной опорой кардана.
Средний и задний мост образовывали тележку типа рессорный балансир с реактивными тягами в количестве 6 штук. Часть машин выпускались без привода на переднюю ось.
Рулевое управление с гидроусилителем, пневмопривод тормозов барабанного типа и моторный замедлитель обеспечивали удобство управления.
Шины широкого профиля, за что и прозвали машину «лаптёжник», с регулировкой давления на рабочем месте водителя обеспечивали проходимость на болоте и песке.
Критерии проходимости.
При клиренсе 30 см, колёсной базе 4,6+1,4 м «лаптёжник» легко преодолевал бездорожье, снег, песок, поднимался в 58-ми процентную гору, двигался по метровому броду, въезжал на стенку до полуметра. Среди советских автомобилей равных ему по проходимости не было.
Армейская быль
В авиационном полку, где автор проходил службу, КрАЗ-255Б применяли для буксирования самолётов АН-12 и для перевозки личного состава с аэродрома в гарнизон. На трёх продольных лавках умещалось до 40 человек. Даже успевали вздремнуть за полчаса пути.
Приезжали к столовой. Здесь же принимали пищу не летающие офицеры. Один из них ездил на распространённом в те времена мотоцикле «Ява» – отличная чешская машина пользовалась спросом у молодёжи. Офицер поставил «Яву» в двух метрах перед КрАЗом.
Водитель подходил к автомобилю сзади и не видел мотоцикл. Завёл мотор и поехал. Машину тряхнуло три раза, подумал, что под колесо попал бордюр. Их много привезли накануне для облагораживания дорог. Об искарёженной «Яве» водитель узнал, когда его разыскал дежурный по штабу, которому сообщили о происшествии.
Водитель неделю провёл на «губе» за нарушение правил посадки в автомобиль и трогания – должен был обойти машину со всех сторон. Для личных автомобилей и мотоциклов была выделена отдельная стоянка, на которую было запрещено заезжать военному транспорту. Офицеру выделили материальную помощь, скинулись коллеги и он купил новую «Яву».
За четверть века производства КрАЗ-255Б было выпущено свыше 160 тысяч экземпляров. Автомобиль имел две военные и шесть гражданских модификаций. На шасси устанавливались спецоборудование от экскаватора до орудий. Он возил грузы военным, нефтяникам, лесозаготовителям, строителям.
Возможно, Вас заинтересует:
Ярославские дизели считались лучшим в СССР. Изучил 5 причин популярности и сделал неожиданный вывод
Мазисты, так называли водителей МАЗов в СССР. 5 причин популярности МАЗ-500
Как мне посчастливилось побывать на заводе Икарус, что отличало его от подобных предприятий СССР и чему научились у венгров
#авто