Найти в Дзене
Автоканал 22

Каким был грузовик-вездеход Советской Армии и нефтегазового комплекса? КрАЗ-255Б и армейская быль о нём

Оглавление

Тяжёлые грузовики в Кременчуге (Украина) начали делать весной 59-го года. Основой для них стал, переданный из Ярославля ЯАЗ-210. К концу первого года производства в Кременчуге научились делать КрАЗы. Ими стали грузовики 214-й и 219-й серий, которые считаются первым поколением. КрАЗы с самого начала предназначались для Советской Армии, нефтяников, газовиков и строителей.

КрАЗ-255Б мощный богатырь, которому не было равных среди автомобилей СССР. Адрес иллюстрации: https://auto.vercity.ru/gallery/img/automobiles/KrAZ/1967%20KrAZ-255B/900x/1539177092_58.jpg
КрАЗ-255Б мощный богатырь, которому не было равных среди автомобилей СССР. Адрес иллюстрации: https://auto.vercity.ru/gallery/img/automobiles/KrAZ/1967%20KrAZ-255B/900x/1539177092_58.jpg

КрАЗ-255Б представляет третье поколения кременчугских большегрузов. Он встал на конвейер летом 67-го года и впитал «лучшие черты» своих предшественников, получив новые, свойственные только ему. Качество машины постоянно совершенствовалось. Об этом говорит рост ресурса с 80 до 140 тысяч километров за десять лет, начиная с 70-го года.

Особенности конструкции

Мощная рама выдерживала все возможные нагрузки. На ней монтировались все узлы автомобиля и специальные надстройки.

Модернизированный ярославский дизель 238-й серии объёмом 14,866 литра выдавал 240 л.с. при меньшем потреблении топлива, что позволяло везти 7,5 тонн со скоростью 70 км/час. Мотор комплектовался подогревателем, обеспечивая запуск в любой мороз.

V-образный восьмицилиндровый ярославский дизель позволял трёхосному вездеходу при собственном весе 11,95 т везти по бездорожью 7,5 т груза. Адрес иллюстрации: https://a.d-cd.net/e490446s-1920.jpg
V-образный восьмицилиндровый ярославский дизель позволял трёхосному вездеходу при собственном весе 11,95 т везти по бездорожью 7,5 т груза. Адрес иллюстрации: https://a.d-cd.net/e490446s-1920.jpg

Мотор работал совместно с двухдисковым сцеплением, КПП с пятью передачами вперёд и реверсом. Синхронизаторы имели со 2-й по 5-ю передачи.

Момент на мосты доставляла двухступенчатая раздатка с дифференциалом и пятью карданными валами. Для привода лебёдки устанавливали КОМ.

Раздаточная коробка и 5 карданных валов раздавали крутящий момент на три ведущих моста. Адрес иллюстрации: https://selm.com.ua/katalog-selhoztehnika/data/kraz/255/17.gif
Раздаточная коробка и 5 карданных валов раздавали крутящий момент на три ведущих моста. Адрес иллюстрации: https://selm.com.ua/katalog-selhoztehnika/data/kraz/255/17.gif

Унифицированные по большинству деталей ведущие мосты с редукторами из двух ступеней и разгруженными полуосями имели отличия. Передний – был со ШРУСами, рессорами и амортизаторами телескопического типа. Средний – с промежуточной опорой кардана.

Средний и задний мост образовывали тележку типа рессорный балансир с реактивными тягами в количестве 6 штук. Часть машин выпускались без привода на переднюю ось.

Все узлы "лаптёжника" располагались на мощной раме. Адрес иллюстрации: https://sun9-2.userapi.com/impg/kTWVc_WvtAx2RVr5q8gdhVTDQe6GptIz6afPMw/VgC0EIxO_4M.jpg?size=604x395&quality=96&sign=b599a708376ba51c2f65fd385adbc8dd&type=album
Все узлы "лаптёжника" располагались на мощной раме. Адрес иллюстрации: https://sun9-2.userapi.com/impg/kTWVc_WvtAx2RVr5q8gdhVTDQe6GptIz6afPMw/VgC0EIxO_4M.jpg?size=604x395&quality=96&sign=b599a708376ba51c2f65fd385adbc8dd&type=album

Рулевое управление с гидроусилителем, пневмопривод тормозов барабанного типа и моторный замедлитель обеспечивали удобство управления.

Шины широкого профиля, за что и прозвали машину «лаптёжник», с регулировкой давления на рабочем месте водителя обеспечивали проходимость на болоте и песке.

Бездорожье - стихия КрАЗ-255Б. Адрес иллюстрации: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1361478/pub_5e20910e2beb4900ada5be85_5e2091e3fc69ab00adcd93a8/scale_1200
Бездорожье - стихия КрАЗ-255Б. Адрес иллюстрации: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1361478/pub_5e20910e2beb4900ada5be85_5e2091e3fc69ab00adcd93a8/scale_1200

Критерии проходимости.

При клиренсе 30 см, колёсной базе 4,6+1,4 м «лаптёжник» легко преодолевал бездорожье, снег, песок, поднимался в 58-ми процентную гору, двигался по метровому броду, въезжал на стенку до полуметра. Среди советских автомобилей равных ему по проходимости не было.

Армейская быль

В авиационном полку, где автор проходил службу, КрАЗ-255Б применяли для буксирования самолётов АН-12 и для перевозки личного состава с аэродрома в гарнизон. На трёх продольных лавках умещалось до 40 человек. Даже успевали вздремнуть за полчаса пути.

Приезжали к столовой. Здесь же принимали пищу не летающие офицеры. Один из них ездил на распространённом в те времена мотоцикле «Ява» – отличная чешская машина пользовалась спросом у молодёжи. Офицер поставил «Яву» в двух метрах перед КрАЗом.

При всех новшествах, кабина у КрАЗ-55Б осталась спартанской, имела деревянный каркас обшитый металлом. Адрес иллюстрации: https://all-auto.org/352-kraz-255-vozrastom-50-let.htm
При всех новшествах, кабина у КрАЗ-55Б осталась спартанской, имела деревянный каркас обшитый металлом. Адрес иллюстрации: https://all-auto.org/352-kraz-255-vozrastom-50-let.htm

Водитель подходил к автомобилю сзади и не видел мотоцикл. Завёл мотор и поехал. Машину тряхнуло три раза, подумал, что под колесо попал бордюр. Их много привезли накануне для облагораживания дорог. Об искарёженной «Яве» водитель узнал, когда его разыскал дежурный по штабу, которому сообщили о происшествии.

Водитель неделю провёл на «губе» за нарушение правил посадки в автомобиль и трогания – должен был обойти машину со всех сторон. Для личных автомобилей и мотоциклов была выделена отдельная стоянка, на которую было запрещено заезжать военному транспорту. Офицеру выделили материальную помощь, скинулись коллеги и он купил новую «Яву».

За четверть века производства КрАЗ-255Б было выпущено свыше 160 тысяч экземпляров. Автомобиль имел две военные и шесть гражданских модификаций. На шасси устанавливались спецоборудование от экскаватора до орудий. Он возил грузы военным, нефтяникам, лесозаготовителям, строителям.

-7

Возможно, Вас заинтересует:

Ярославские дизели считались лучшим в СССР. Изучил 5 причин популярности и сделал неожиданный вывод

Мазисты, так называли водителей МАЗов в СССР. 5 причин популярности МАЗ-500

Как мне посчастливилось побывать на заводе Икарус, что отличало его от подобных предприятий СССР и чему научились у венгров

#авто