Это, пожалуй, моя первая статья, когда я собираюсь сам себя раскритиковать. За глупость, а главное за лень.
Когда-то давно меня привлекла статья питерского автора Олега Красильникова «Дивизия для битья», в которой он весьма хорошим слогом рассказывал про 6-ю танковую дивизию Вермахта. Которой жутко не везло. Потом я сделал про эту дивизию свою версию статьи по заказу одного из исторических сайтов. При этом, некоторые факты я взял у автора, хотя, в целом, знал о них и сам. Но в тот момент, я не стал проверять достоверность многих изложенных событий, а принял их, так сказать, официальную версию. О чём теперь жалею, поскольку товарищ Красильников тоже поленился проверить, насколько факты достоверны.
С тех пор я про многие из описываемых событий уже писал отдельные материалы и разбирался подробно. И сейчас хочу предложить вам новую статью, в которой критикую свою же старую.
Итак, дивизия это воевала с первых дней Второй Мировой войны, то есть с вторжения Вермахта в Польшу. Тогда она называлась 1-я легкая (1. leichte Division). При этом дивизия получила в качестве основного вооружения чехословацкие танки LT-35, которые в Вермахте назывались Pz.35(t).
В Польше, согласно первоначальной версии, целых 13 танков 1-й лёгкой дивизии были уничтожены польской танкеткой TKSz nkm 20A (с 20-мм пушкой), которой командовал сержант Роман Орлик. Однако, при внимательном изучении легко выяснить, что рассказ про невероятные успехи Орлика изложен лишь им самим, через много лет после войны, и никакими документами не подтверждается. Мало того, некоторые сослуживцы его рассказ про уничтоженные немецкие танки опровергают.
Далее дивизию переименовали в 6-ю танковую и под этим номером она воевала во Франции, где с ней ничего выдающегося не произошло.
К началу операции «Барбаросса» 6-я танковая по-прежнему имела в качестве основного вооружение танки Pz.35(t) и этим отличалась от всех прочих дивизий Вермахта.
Входила дивизия в состав 4-й танковой группы — это группа армий «Север». Стало быть, воевать ей пришлось в Прибалтике, и она приняла участие в сражении под Расейняйем. Именно с этой дивизией связана история о «Расейняйском КВ»:
«Единственный КВ на долгое время задержал продвижение 4-й танковой группы к Ленинграду, заставив остановиться 6-ю танковую дивизию и отклониться от намеченного маршрута 1-ю танковую дивизию фашистов»
Всё, что удаётся выяснить из имеющихся документов, это то, что действительно на дороге остался то ли подбитый, то ли заглохший танк КВ, который на какое-то время (более суток) мешал коммуникациям 6-й танковой дивизии. Уничтожить его сразу, с использованием 88-мм зенитных орудий не получилось, поэтому пришлось подтягивать 105-мм пушку. Подробностей очень мало.
Далее упоминается об истории с танкистом Колобановым, который в районе села Войсковицы подбил 22 танка и все они были из 6-й танковой дивизии. По поводу Колобанова я писал уже несколько раз, но в данном случае важно то, что 6-я дивизия в тот момент находилась достаточно далеко от Войсковиц.
Несмотря на все сложности, 6-я танковая дивизия дошла до Ленинграда. Правда, вопреки советской официальной версии, в штурме Урицка она не принимала никакого участия. Дивизия так и осталась в районе Красногвардейска, в окружении которого она и принимала участие в сентябре.
После чего дивизия перебрасывается под Москву, имея на ходу всего 15 исправных танков. Впрочем, для наступления танки починили, всего исправных было 181, из которых 102 Pz.35(t). Дивизия вошла в состав 3-й танковой группы.
В октябре дивизии пришлось столкнуться с оперативной группой Болдина — стрелковая, мотострелковая, кавалерийская дивизии и три танковых бригады. Всего 241 танк, из которых три десятка КВ.
В результате, на 16-е октября в 6-й дивизии осталось 60 боеготовых танков.
На второй стадии немецкого наступления, дивизия продолжала нести большие потери, но дошла аж до станции Белый Раст Московской окружной железной дороги. Но на 30-е ноября в дивизии оставалось 4 исправных танка. Однако и они скоро кончились, зато началось советское наступление. После этого 6-ю танковую (всё, что от неё осталось) отправили во Францию, где восстановили и собирались отправить в Северную Африку.
Но немецким танкистам погреться в Африке было не суждено, вместо этого им пришлось продолжить войну в заснеженных Донских степях. Дивизию отправили спасать окруженную в Сталинграде армию Паулюса.
6-я танковая стала основной ударной силой. Указано, что в ней было 159 танков, но уже на 7-е декабря их стало 143, плюс 9 самоходных противотанковых установок, два десятка бронеавтомобилей и около полусотни бронетранспортёров, которыми вооружили один батальон.
Наступление давалось немцам очень тяжело. Если 14-го декабря в дивизии на ходу был 141 танк, то на следующий день осталось 82, 17-го их стало 68, а 18-го — 57. И это при том, что подбитые машины постоянно вводились снова в строй. 20-го декабря, когда до Сталинграда оставалось 48 километров, 6-я танковая дивизия имела 65 боеготовых танков, а на следующий день их уже оставалось 34. Как мы видим, за неделю боёв дивизия практически потеряла боеспособность. Во всяком случае в качестве ударного кулака она уже не впечатляла.
После боёв на сталинградском направлении, дивизию вроде бы снова пополнили, но как-то не очень сильно. В феврале-марте в дивизии наcчитывалось два-три десятка исправных танков, которые постоянно выходили из строя, но и вводились снова. Во время контрнаступления под Харьковом 6-й дивизии пришлось столкнуться у деревни Тарановка с 25-й гвардейской дивизией, а также некоторыми другими нашими частями и соединениями, включая чехословацкий батальон. Именно тогда совершил свой подвиг взвод лейтенанта Широнина. 2-го марта 1943 года «широнинцы» заняли ложную позицию, заставили немецкие танки атаковать себя, развернуться в боевые порядки раньше времени и подставить фланг нашим танками и артиллерии. За что и поплатились.
К началу операции «Цитадель» 6-я дивизия входила в состав армейской группы «Кемпф», имея 117 танков. Первоначальные планы немецкого командования действительно предполагали, что именно 6-я танковая дивизия будет наступать на неизвестную никому деревню Прохоровка (в том числе), но, как хорошо известно, туда она не дошла. Штаб дивизии действительно попал под бомбёжку своей же авиации, а командира дивизии подстрелил снайпер.
Затем дивизия отступала на Украину, где весной 1944 года попала в «котел» у Каменец-Подольского. Из «котла» тогда немецким войскам удалось прорваться, но потери были огромными.
В мае 44-го дивизию вывели в Германию на отдых и пополнение. Но уже в июле дивизия снова отправилась на фронт, в Прибалтику, где с боями отходила до Польши и принимала участие в боях под Наревом до декабря. После чего была переброшена в Венгрию и приняла участие в боях у озера Балатон. Снова попала в окружение, но вырвалась. Так что не такая уж невезучая.
В апреле 1945 года именно части 6-й танковой обороняли Имперский мост в Вене (последний мост через Дунай). Мост был захвачен десантом 80-й гвардейской стрелковой дивизии на бронекатерах Дунайской флотилии. В этой операции был ранен Георгий Юматов. Видимо, эти шрамы, оставшиеся после боёв за Вену мы и видим в фильме «Офицеры».
Остатки 6-й танковой дивизии отступили в Чехословакию, в район города Брно, где и сдались в плен.
Конечно, это не вся история 6-й танковой дивизии, можно было бы ещё много про что написать. Но я выбрал самые на мой взгляд интересные, и, конечно те, что ранее были описаны не совсем точно.
Я упомянул выше про Георгия Юматова, если вы не читали мою статью о нём, то рекомендую. Она намного более точная, чем большинство рассказов про его военное прошлое.
Где и как воевал Георгий Юматов?
Хочу напомнить тем, кто ещё не приобрёл, что у меня недавно вышла книга «Мифы и факты Великой Отечественной войны». Существует она только в электронном виде, посмотреть и приобрести можно тут.
Также, тем кто не читал, рекомендую мой роман в жанре альтернативной истории, «Освобождение-2».
И маленькое объявление. Я ищу помощника, может партнёра, а может и компаньона. Не важно, как назвать, но хотелось бы найти человека, которому очень интересна военная история и у которого было бы много свободного времени и желание, совместно со мной готовить материалы для статей. Конкретика будет зависеть от вас, ваших возможностей и способностей.
Если интересно, то пишите на почту nwt@nweb.su.