Выбор. СССР-США, 1987. Режиссер Владимир Наумов. Сценаристы: Юрий Бондарев, Владимир Наумов (по одноименному роману В. Бондарева). Актеры: Михаил Ульянов, Наталия Белохвостикова, Альгис Матулёнис, Елена Фадеева, Вацлав Дворжецкий, Леонид Плешаков, Константин Жигулев, Анастасия Деревщикова, Александр Кознов, Константин Бердиков, Александр Яковлев, Валерий Ненашев, Борис Щербаков и др. 4,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Юрий Бондарев написал роман «Берег», главный герой которого, известный писатель, во время зарубежной поездки вспоминает свою фронтовую молодость. Пятью годами позже был написан роман «Выбор», герой которого, известный художник, во время зарубежной поездки мысленно тоже возвращается в пылающие сороковые. Не так давно трилогия обрела свое логичное завершение в романе «Игра», где герой, известный кинорежиссер, также не чужд заграничным вояжам и воспоминаниям о событиях военных лет...
Два первых романа Юрия Бондарева уже экранизированы. «Берег» (1983) — в постановке А. Алова и В. Наумова. «Выбор» Владимир Наумов снял самостоятельно. В обеих экранизациях Ю. Бондарев вместе с режиссерами выступает соавтором сценария, а Наталья Белохвостикова играет главные женские роли.
Не знаю, как вам, читатель, но для меня в экранизации «Берега» был ощутим диссонанс между достоверно и эмоционально поставленными военными сценами и невыразительно, стандартно решенными современными эпизодами. Почти то же можно сказать и о самом романе.
В фильме «Выбор», такого дисбаланса между современной сюжетной линией и воспоминаниями главного героя — художника Васильева (М. Ульянов) о фронте, на мой взгляд, не возникает, но вовсе не потому, что эпизоды пребывания Васильева и его супруги (Н. Белохвостикова) в Венеции поставлены более глубоко и многозначно, чем сцены визита писателя Никитина в ФРГ. Произошло, к сожалению, обратное: война в «Выборе» показана через призму штампов «поэтического кино», на деле превращающихся в набор странных эпизодов. Кадр с живописно разложенными в воронке трупами солдат сменяется здесь причудливый карнавалом или появлением некоего старика с яблоками в руке, а реальные движения героев прерываются эффектом замедленного «рапида». Кроме того, авторы фильма (оператор В. Железняков), по-видимому, настолько увлеклись необычным и ярким зрелищем венецианского карнавала, что и в дождь, и в снег любуются им безмятежно долго, нисколько не заботясь о неизбежных длиннотах и «провисаниях» действия.
Добавлю сюда претенциозные видения, реставрирующие экспериментальные поиски киноязыка 1960-х годов. Отсюда неудивительно, что центральная тема фильма, связанная с трагической судьбой друга юности Васильева — Ильи Рамзина, попавшего в плен и решившегося приехать в Россию лишь спустя тридцать лет после войны, отходит на второй план, теряется в затейливых монтажных стыках, снах и ретроспекциях.
В объемном романе Ю. Бондарева «Выбор» вторичность ситуаций и характеров скрадывается, быть может, подробно выписанной атмосферой, деталями, частыми размышлениями «от автора». В фильме же Владимира Наумова произошла естественная концентрация материала, уложившегося в два с половиной часа экранного времени. Второй план и «атмосфера» исчезли, вернее, заменились зрелищем иноземного праздника. А главные герои оказались обрисованы довольно однозначными красками.
Наталья Белохвостикова в роли жены Васильева по гриму, пластике и интонациям неотвратимо напоминает то ли хозяйку книжного магазина из «Берега», то ли мать юной парижанки из «Тегерана-43». Чуть больше драматургического материала выпало на долю Михаила Ульянова, у которого запоминается лишь одна сцена — когда Васильев, выскочив из своей новенькой «Волги», лихо расправляется с тремя наглыми обидчиками двадцатилетней дочери... Что же касается Альгиса Матулениса, то его Илья Рамзин застывшим лицом и холодным блеском потухших глаз похож, скорее, на робота, чем на реального человека.
Александр Федоров