Найти в Дзене

Как за полчаса в день с 1,5 лет до школы научить ребёнка говорить понятно и убедительно

Оглавление
Попробуйте попросить детей пересказать мультфильм, если ребёнку меньше 7 лет, или фильм, если ребёнок старше семи.
Вы удивитесь, насколько тяжело ребёнку выделить главную линию сюжета. Рассказать ключевые события. Охарактеризовать героев.

Скажете, зачем это всё? В школу особо не требуют, зачем напрягать ребёнка?

В школах практически нет заданий на составление рассказов по картинкам и пересказов текстов.

Учительница по русскому языку, у которой учился мой сын, просила писать сочинения по 7-10 предложений. «Мне не трудно проверять и детям не напряжно писать», — мотивировала она свои странные требования.
А потом приходим к неспособности написать итоговое сочинение.

Да и это не главное. Представьте, приходите вы с юристом в суд, а он начинает мычать, использовать немыслимое число «слов-паразитов», не способен чётко и внятно объяснить судье возможности решения вашей проблемы.

Вы не будете обращаться к горе-специалисту, который не способен «двух слов связать». Даже если у него большой опыт работы и он хороший специалист.

Если всего по 20-30 минут в день с 1,5 лет до школы правильно читать с ребёнком и задавать нужные вопросы, в школе и во взрослой жизни у него будет хорошо поставленная речь

Сейчас рассказываю минимум, который даст желаемый результат. Конечно, если есть возможность, занимайтесь больше. Но 30 минут каждый день с 1,5 лет до школы спасут вас от проблем с сочинениями, осваиванием и сдачей гуманитарных предметов и просто адекватной социализацией.

Для удобства разделим подготовку на два периода.

1,5 года — 3 года

Ребёнок уже ходит и говорит, но мама ещё полноценно не работает. Чаще всего она с ребёнком дома. Как сделать занятия не только полезными, но и несложными для мамы?

1. Поставьте ребёнку мультик на 15-20 минут

Когда вы хотите отдохнуть, включите мультк. Но он должен быть не обычный. Мой личное мнение как логопеда со стажем лет:

Не показывайте ребёнку логопедические мультфильмы и песенки, чтобы развить речь.

Включайте нормальные мультфильмы средней скорости с сюжетом, который вам и самой интересен, где герои учатся чему-то, решая какую-то проблему. Выбирайте сериалы — так вам не придётся тартить время на поиски каждый день. И лучше те, по которым и книжка тоже есть — так вам будет легче заинтересовать ребёнка чтением.
  • Смешарики (не Малышарики!)
  • Маша и Медведь
  • Фиксики
  • Энн из Зелёных мезонинов
  • Приключения Тома Сойера и Гека Финна
  • Амфибия
  • Простоквашино
  • Чебурашка
  • КоАПП
  • и другие советские мультики

Ребёнок посмотрел мультик, например, серию КоАППа, вы попили чаю. Обсудите увиденное. Не ждите, что ребёнок сможет пересказать сюжет. Задайте наводящие вопросы, как если бы вы были журналистом, бурущим интервью у любимой звезды:

  • Про какое животное была сегодняшняя серия?
  • А где оно живёт?
  • А кто его соседи?
  • А что у него там случилось?
  • Да, и что он седалал?
  • Да ну? И что он для себя решил?

2. Вы готовите обед. Используйте это время для беседы

— Смотри, я готовлю борщ. Какие овощи мне понадобились? Что я делала с овощами? (помыла, почистила, нарезала…)

Положите на середину стола что-то вкусное. И предложите ребёнку сыграть в игру, кто первый доберётся до приза. Называете, к примеру, овощи, и делаете шаг пальчиками по столу. Кто первый дойдёт, того и приз.

Вы в это время можете продолжать заниматься своими делами, а ребёнка попросить ходить за двоих. Называйте в один день овощи, в другой фрукты, ягоды, одежду, мебель, домашних животных, диких животных…

Пользуйтесь моментом, пока ребёнок хочет учиться и сам к вам тянется. Так будет недолго.

3. Учите короткие стишки

Повторяйте с малышом потешки. Это первые стишки, которые ребёнок с удовольствием повторяет и запоминает.

Если детская тема вас не вдохновляет, попробуйте что-то поинтереснее: Ребятам о зверятах.

4. Рассказывайте сказки, которые лично вам не скучно рассказывать

Например, берёте надоевшую Репку и... заменяете репку на симоронский... самовар. А доставать его из щели в заборе заставьте любимых героев, которых перечислит ребёнок.

5. Читайте книжки на ночь

Возвращаемся к мультфильмам. Книжки по любимым мультикам можно взять в бибилиотеке.

Картинки должны быть такими, чтобы манили перебивать или дополнять читающего взрослого. В России не очень много книжек, где мало текста, но много картинок, но они есть:

  • Про Кешку
  • Поросёнок Плюх
  • Гиппопотамистер

Мама удивится, что ребёнок сможет так подробно рассказывать по картинкам любимых книг, как будто читает текст.

Кстати, если мама в конце дня уже пас, пусть почитает папа, или брат, или сестра, или бабушка...

6. Всё. Занятия окончены!

От 4 до 7 лет

Скорее всего, мама вышла на работу, может быть, работает из дома. Возможно, водит ребёнка в садик. Как изменились занятия?

1. Идя в садик утором, обсудите мультик, просмотренный накануне

Выходите на вопросы о чертах характера, добре и зле, правильных поступках и ошибках героев. Чаще спрашивайте: «А что бы сделал ты?»

2. Общайтесь на прогулке

Например, зашли в магазин:

— Что мы купили? Хлеб. Из чего делают хлеб?

— Что мы купили? Молоко. Кто даёт молоко? Что делают из молока? Что из этого ты любишь?

Пока идёте домой, играйте в «Угадайку». Загадайте что-то и описывайте это, пусть ребёнок отгадает. А потом поменяйтесь ролями.

Или в ассоциации: мороженое — молоко — корова — деревня — бабушка.

Возвращаясь из садика, тренируйтесь быть разведчиком и задавать открытые вопросы. Дети иногда не рассказывают даже о каких-то важных событиях, о которых родителю точно надо знать. Учитесь расспрашивать ребёнка.

Если всё же разговор из серии:

— А Валя что тебе сказала?

— Да-а-а! А Серёжа что?

вас утомил,всегда можно обсудитьмультк, просмотренный накануне.

3. Поставьте ребёнку мультик на 15-20 минут,

пока вы отдыхаете. Тут ничего не изменилось. Просто мультики могут стать глубже.

4. Замените потешки короткими стихами

  • Агния Барто
  • Приглядитесь к Остеру с его вредными советами.

Чем смешнее, тем быстрее запоминается.

5. Читайте на ночь

Теперь возьмите книгу потолще и читайте по кусочку, чтобы это превратилось в ритуал, которого ребёнок ждёт.

  • Носов
  • Драгунский
  • Эмиль из Лённеберги
  • Кролик Питер Беатрис Поттер
  • Рони — дочь разбойника
  • Поросёнок Бейб
  • Волшебник изумрудного города

Как и раньше, будет проще увлечь чтением, если герои уже будут знакомы, теперь уже не только по мультикам, но и по фильмам. Ещё тут могут помочь комиксы. В них картинок настолько много, что они могут заменить предварительный просмотр. например, комиксы

Эмиль и Марго

Очень важно! Если видите, что ребёнок внимательно следит за сюжетом, не прерывайте его процесса рисования мысленных картин!

Если же ребёнку скучно, поговорите, обсудите, может быть, смените книгу.

6. Всё! Вы сделали достаточно, чтобы ребёнок полюбил чтение и к школе ясно выражал свои мысли. И избежали множества проблем!

Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, я обязательно на них отвечу в слудующих статьях.

Попробуйте попросить детей пересказать мультфильм, если ребёнку меньше 7 лет, или фильм, если ребёнок старше семи.
Вы удивитесь, насколько тяжело ребёнку выделить главную линию сюжета. Рассказать ключевые события. Охарактеризовать героев.

Скажете, зачем это всё? В школу особо не требуют, зачем напрягать ребёнка?

В школах практически нет заданий на составление рассказов по картинкам и пересказов текстов.

Учительница по русскому языку, у которой учился мой сын, просила писать сочинения по 7-10 предложений. «Мне не трудно проверять и детям не напряжно писать», — мотивировала она свои странные требования.

А потом приходим к неспособности написать итоговое сочинение.

Да и это не главное. Представьте, приходите вы с юристом в суд, а он начинает мычать, использовать немыслимое число «слов-паразитов», не способен чётко и внятно объяснить судье возможности решения вашей проблемы.

Вы не будете обращаться к горе-специалисту, который не способен «двух слов связать». Даже если у него большой опыт работы и он хороший специалист.

Если всего по 20-30 минут в день с 1,5 лет до школы правильно читать с ребёнком и задавать нужные вопросы, в школе и во взрослой жизни у него будет хорошо поставленная речь

Сейчас рассказываю минимум, который даст желаемый результат. Конечно, если есть возможность, занимайтесь больше. Но 30 минут каждый день с 1,5 лет до школы спасут вас от проблем с сочинениями, осваиванием и сдачей гуманитарных предметов и просто адекватной социализацией.

Для удобства разделим подготовку на два периода.

1,5 года — 3 года

Ребёнок уже ходит и говорит, но мама ещё полноценно не работает. Чаще всего она с ребёнком дома.
Как сделать занятия не только полезными, но и несложными для мамы?

1. Поставьте ребёнку мультик на 15-20 минут

Когда вы хотите отдохнуть, включите мультик. Но он должен быть не обычный. Моё личное мнение как логопеда со стажем 24 года:

Включайте нормальные мультфильмы средней скорости с сюжетом, который вам и самой интересен, где герои учатся чему-то, решая какую-то проблему.

Выбирайте сериалы — так вам не придётся тратить время на поиски каждый день.

И лучше те, по которым и книжка тоже есть — так вам будет легче заинтересовать ребёнка чтением.

Ребёнок посмотрел мультик, например, серию КОАППа, вы попили чаю. Обсудите увиденное. Не ждите, что ребёнок сможет пересказать сюжет. Задайте наводящие вопросы, как если бы вы были журналистом, берущим интервью у любимой звезды:

  • Про какое животное была сегодняшняя серия?
  • А где оно живёт?
  • А кто его соседи?
  • А что у него там случилось?
  • Да? И что он сделал?
  • Да ну? И что он для себя решил?

2. Вы готовите обед. Используйте это время для беседы

— Смотри, я готовлю борщ. Какие овощи мне понадобились? Что я делала с овощами? (помыла, почистила, нарезала…)

Положите на середину стола что-то вкусное. И предложите ребёнку сыграть в игру, кто первый доберётся до приза. Называете, к примеру, овощи, и делаете шаг пальчиками по столу. Кто первый дойдёт, того и приз.

Вы в это время можете продолжать заниматься своими делами, а ребёнка попросить ходить за двоих. Называйте в один день овощи, в другой фрукты, ягоды, одежду, мебель, домашних животных, диких животных…

Пользуйтесь моментом, пока ребёнок хочет учиться и сам к вам тянется. Так будет недолго.

3. Учите короткие стишки

Повторяйте с малышом потешки. Это первые стишки, которые ребёнок с удовольствием повторяет и запоминает.

Если детская тема вас не вдохновляет, попробуйте что-то поинтереснее, например, «Ребятам о зверятах».

4. Рассказывайте сказки, которые лично вам не скучно рассказывать

Например, берёте надоевшую Репку и...
Например, берёте надоевшую Репку и...

Заменяете репку на симоронский... самовар. А доставать его из щели в заборе заставьте любимых героев, которых перечислит ребёнок.

Или перепишите «Теремок»:

5. Читайте книжки на ночь

Возвращаемся к мультфильмам. Книжки по любимым мультикам можно взять в бибилиотеке. Приучайте ребенка к библиотеке, в последствии скажете себе спасибо.

Картинки должны быть такими, чтобы манили перебивать или дополнять читающего взрослого. В России не очень много книжек, где мало текста, но много картинок, но они есть, например:

Через несколько прочтений мама удивится, что ребёнок сможет так подробно рассказывать по картинкам любимых книг, как будто читает текст.

Кстати, если мама в конце дня уже пас, пусть почитает папа, или брат, или сестра, или бабушка...

6. Всё. Занятия окончены!

От 4 до 7 лет

Скорее всего, мама вышла на работу, может быть, работает из дома. Возможно, водит ребёнка в садик. Как изменились занятия?

1. По дороге в садик утором обсудите мультик, просмотренный накануне, или прочитанную перед сном книгу.

Выходите на вопросы о чертах характера, добре и зле, правильных поступках и ошибках героев. Чаще спрашивайте: «А что бы сделал ты?»

2. Общайтесь на прогулке

Например, зашли в магазин:

— Что мы купили? Хлеб. Из чего делают хлеб?

— Что мы купили? Молоко. Кто даёт молоко? Что делают из молока? Что из этого ты любишь?

Пока идёте домой, играйте в «Угадайку». Загадайте что-то и описывайте это, пусть ребёнок отгадает. А потом поменяйтесь ролями.

Или в ассоциации: мороженое — молоко — корова — деревня — бабушка.

Возвращаясь из садика, тренируйтесь быть разведчиком и задавать открытые вопросы. Дети иногда не рассказывают даже о каких-то важных событиях, о которых родителю точно надо знать. Учитесь расспрашивать ребёнка.

— Как день прошёл?

— Что интересного было?

— Что тебе не понравилось?

3. Поставьте ребёнку мультик на 15-20 минут,

пока вы отдыхаете. Тут ничего не изменилось. Просто мультики могут стать глубже. Или кусочек детского фильма. Или посмотрите семейный фильм, который и вам нравится, вместе с ребёнком. Старайтесь выбирать фильмы по книгам:

  • Полианна
  • Энн из зелёных мезонинов
  • Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна

4. Замените потешки короткими стихами

  • Агния Барто.
  • Приглядитесь к Остеру с его вредными советами.

Чем смешнее, тем быстрее запоминается.

5. Читайте на ночь

Теперь возьмите книгу потолще и читайте по главе, чтобы это превратилось в ритуал, которого ребёнок ждёт.

-4

Ещё тут могут помочь комиксы. В них картинок настолько много, что они могут заменить предварительный просмотр. Например, комиксы Эмиль и Марго.

Очень важно!
Если видите, что ребёнок внимательно следит за сюжетом, не прерывайте его процесса рисования мысленных картин! Если ребёнку понравится представлять себе героев и картинки событий, то он полюбит читать больше, чем смотреть экранизации.
Если же ребёнку скучно, поговорите, обсудите, может быть, смените книгу.

6. Всё! Вы сделали достаточно, чтобы ребёнок полюбил чтение и к школе ясно выражал свои мысли. И избежали множества проблем!

Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, я обязательно на них отвечу в слудующих статьях.

Если вас интересуют методы развития ребёнка, присоединяйтесь к беседам на нашем канале о семейном образовании

Автор: Татьяна Попова, логопед-дефектолог со стажем 24 года, двое детей, оба на СО

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

-5

Что почитать и посмотреть с ребёнком:

Много ли успевает мама? Комикс о мамском труде и тест, чтобы улыбнуться

Подборка мультфильмов, которые интересны родителям так же, как и детям

Другие статьи автора:

4 ошибки, которые даже продвинутые родители допускают при подготовке ребёнка к школе