Мы привыкли видеть Алексея маленьким мальчиком, да и почему это должно быть по другому, ведь он был самым младшим в семье. К началу первой мировой войны, когда Наследник все чаще стал одеваться не в свой матросский костюм, а в солдатскую форму, ему было всего 10 лет.
Конечно, с учетом судьбы его семьи, приходится констатировать, что вырасти ему не дали, цесаревич Алексей меньше месяца не дожил до своих 14 лет. Тем не менее, подростковые фотографии Цесаревича Алексея сильно отличаются от его детских: его взгляд, его осанка, все выдает нам естественные изменения его личности, этапы его взросления.
С началом Первой мировой войны он все чаще начинает ездить с отцом в Ставку Верховного Главнокомандующего, круг его общения значительно расширяется, он становится увереннее в себе, потихоньку начинает проходить его застенчивость. Посещая госпитали, он видит уже не только свои боль и страдание, но и боль и страдание других людей.
При этом Алексей унаследовал "романовское обаяние", в Ставке полюбили этого веселого и живого мальчика, а Алексей настолько освоился там, что часто начинал шалить, но это абсолютно нормально для ребенка его возраста.
Кстати забавно почитать письма, которые писал Алексей Николаевич из Ставки.
Вот например письмо Алексея Николаевича Александре Фёдоровне
«Ставка, 27 Ноября 1915 г.
Дорогая моя Мама
Эти дни ты себя плохо чувствовала, я очень жалел Тебя. Сегодня праздник Нижегороцев и (оба) Наврузов и Чавчавазды завтракали снами. Наврузов просил передать Вам что он хочет приехать к Вам и очень кланяется. Утром учился потом завтракал со всеми. Потом отдыхал и гулял в саду. Николай Павлович сегодня уехал и просил вам очень очень кланятся. Очень жалко что вас тут нет.
Папа читает. Только что получил Твое письмо от П. В. П. Поцелуй Джоя. Крепко Вас целую. Да хранит Вас Господь Бог +!
Любящий Вас Алексей
Кланяйся В. Николявичу.» (ГА РФ. Ф. 640. Оп. 1. Д. 76. Л.41-42)
А вот сестра пишет брату из Царского села
Из письма Анастасии Николаевны Алексею Николаевичу в Ставку
"20 Мая 1916 г.
10 ч. вечера.
Мой душка Алексей!
Я тебе пишу так позно потому что у меня была головомойка и мне сушат волосы и плетут косы. Лиза тебе целует руку. Я сегодня ездила на велосипеде (…) Ирина (ты знаешь какая) поехала к себе в деревню и вернется в Июне, это мне сказал мистер Гибс с которым я имела сегодня урок. Иванов болел и по этому я была сегодня 2 часа свободна, это было конечно очень приятно. «Ортипо» тоже сейчас купалась и она сидит завернутая в одеяле у себя в корзинке и [нрзб] тебе кланяется. Скажи Жилику что я вспоминаю с наслаждением как мы с Мари его помучили на последок в его купе и что я мысленно делаю тоже самое но еще сильнее. Мы доехали сюда очень хорошо. Не хотели уезжать из поезда так что на силком тащили оттуда. Я всем твоим и Папиным кланяюсь и Муровитскому тоже. Крепко тебя давлю и очень крепко целую и Папу душку тоже.
Любящая Тебя Твоя сестра
Анастаська
Швыбз АНРПЗС
Фотографии как всегда раскрашены мной. Если статья понравилась, ставьте 👍лайк и подписывайтесь на канал.
Источник черно-белых фотографий и писем группа Следствие длиною в век
Публикации по теме: