Рассуждая о покупке места погребения, мы часто произносим фразу: «Останется в наследство детям». Но что мы оставляем в наследие? Какой актив?
Есть общепринятые выражения «купить участок», «владелец участка». По действующему законодательству земля под кладбищами находится в муниципальной собственности (исключение — мемориалы, памятники федерального и регионального значения), то есть выкупить в собственность, стать владельцем участка на кладбище — нельзя.
«Владельцем» участка называют ответственного за захоронение, с которым заключён договор соответствующим ритуальным учреждением, выступающим от имени местных властей, и на чьё имя выдан паспорт (удостоверение) захоронения.
В законе о погребении (п. 3 ст. 5 и далее) теоретически прослеживается установленная очерёдность в распределении между родственниками и иными лицами прав и обязанностей по захоронению, аналогичная очерёдности при наследовании имущества.
Однако в практике, массово поддерживаемой судами, все права (в том числе право выбора способа погребения и места захоронения, разрешение на захоронения в будущем) приобретает лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение. Этим лицом может быть кто угодно (дальний родственник, соседка), оказавшийся с умершим и получивший на руки гербовое свидетельство о смерти.
Кроме Закона о погребении, эта практика основана на нормах ст. ст. 64, 66 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», согласно которым заявить о смерти может любое лицо, присутствовавшее в момент смерти или иным образом информированное о наступлении смерти, основанием для государственной регистрации смерти является документ установленной формы о смерти, выданный медицинской организацией или частнопрактикующим врачом, а именно медицинское свидетельство о смерти. Подтверждение родственных отношений в указанном случае при наличии на руках медицинского свидетельства о смерти и документа, удостоверяющего личность умершего, (паспорта) не требуется.
Лицо, получившее на руки свидетельство о смерти, ещё не становится ответственным за захоронение, но осуществить действия (заключить договор, получить тело для захоронения) может только держатель свидетельства.
Оспорить законность действий этого лица и переоформить в будущем право на захоронение очень сложно, часто практически невозможно.
По общему правилу, родственник умершего ответственного лица, но не состоящий в родстве с захороненными на участке, не может перерегистрировать участок на себя (см. кассационное определение Мосгорсуда от 19 февраля 2015 г. № 4г/2-881/15), даже если у захороненных нет родственников, имеющих право принять на себя ответственность. Таким образом, захоронение получает печальный «шанс» стать бесхозным в будущем.
Что же получается?Если мы покупаем участок под захоронение, то по факту мы становимся владельцами некоего пространства "под землей", которой нам дали владеть, пока государству, муниципалитету или хозяевам города выгодно продавать и собирать за владение «местом погребения» налоги. Владение наше ограничено.
Покупая участок захоронения, мы должны осознавать главное: чем менее стабильно законодательство в ритуальной сфере, тем менее долговечны наши активы. Поэтому не стоит кидаться фразами:
«Мы купили место на кладбище в котором будет семейно-родовое захоронение».
Инвестируйте в своё будущее, не задумываясь о последующих поколениях.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые статьи!
Понравилась статья — ставьте лайк.
Есть что добавить — пишите в комментариях.