За свои долгие 99 лет жизни он успел побывать боксером, солдатом вермахта, спортивным судьей и успешным бизнесменом. Макс Шмелинг – «кулак рейха», «герой Крита», спаситель евреев и друг своего чернокожего соперника, отобравшего у него чемпионский пояс.
Боксерскую карьеру Максимилиан Адольф Отто Зигфрид Шмелин (это невозможно длинное имя болельщики сразу сократили до Макса Шмелинга) начал еще в Веймарской республике, сразу выиграв все европейские титулы в супертяжелом весе. Но тогда, как и сейчас, чтобы считаться серьезным профессионалом, следовало добиваться успеха за океаном. Первая попытка молодого немца покорить Америку относится к 1928 году. Уже в 1930 году он стал чемпионом среди супертяжей, одолев американца Джека Шарки. В следующем,1931 году Макс отстоял чемпионский титул, нокаутировав другого американца – Янга Стриблинга.
Через год в титульном бою судьба свела немца с тем же Джеком Шарки, победившим Макса по очкам. Ирония судьбы – первый, победный, матч против Шарки не принес немецкому чемпиону признания публики, напротив, его за глаза называли low-blow champion – за то, что первый бой он выиграл благодаря технической ошибке американца, удару ниже пояса. А вот проигранный второй сделал его любимцем американских болельщиков.
А еще первое американское турне свело Шмелинга с человеком, который на десятилетия станет его партнером и другом – Джо Джейкобсом (в некоторых изданиях можно встретить немецкую транскрипцию - Якобс). Джо, выходец из семьи венгерских евреев-иммигрантов, надолго станет спортивным агентом Макса.
Забегая вперед, скажем, что наличие у немецкого чемпиона менеджера-еврея было сродни красной тряпке для бонз Третьего Рейха. Шмелингу неоднократно указывали на нежелательность таких связей для «арийского спортсмена», но Макс с достоинством гнул свою линию.
С другой стороны, в Америке спортсмена все чаще стали демонизировать как посланца Гитлера и нациста. В этой гнетущей атмосфере прошел очередной титульный бой с Максом Бэром, который немец вчистую проиграл. Интересная деталь: гениальные PR-менеджеры американца на сто процентов разыграли еврейскую карту в поединке Шмелинга с Бэром. Будучи евреем всего на четверть, Бэр вышел на поединок с «нацистом» в трусах с желтой Звездой Давида, к восторгу 53 тысяч зрителей на стадионе «Янки».
Первый поход в Америку за славой завершился.
Вернуть чемпионский пояс удалось в 1936 году в поединке с Джо Луисом, чернокожим атлетом по прозвищу Brown Bomber. Несокрушимый Луис имел к тому моменту за плечами 27 побед, и букмекеры ставили на него с коэффициентом 10:1. И в США, и в Германии этот бой считали больше, чем боксерским поединком. Для германской пропаганды это было «символом триумфа белой расы», для американцев – битвой демократии против нацизма. «Бой века» транслировался на множество государств по радио, в Берлине передачу в гостях у Йозефа и Магды Геббельс слушала жена Макса – Анни Ондра. Заметим в скобках, что вряд ли г-же Геббельс было приятно именно ее, чешской актрисы, общество – о наличии у ее мужа любовницы, другой актрисы-чешки Лиды Бааровой в Третьем Рейхе знала каждая собака. Макс Шмелинг нокаутировал Луиса в двенадцатом раунде.
С точки зрения нацистской пропаганды, это стало явным свидетельством белого превосходства. По окончании поединка Геббельс записал в дневнике: «Шмелинг послал негра в нокаут и победил во имя Германии».
Ведомство доктора Геббельса сполна использовало такой роскошный пропагандистский повод. Поездки по стране, завтрак с фюрером, фильм «Победа Макса Шмелинга - немецкая победа» и звание «образцового арийца», данное самим главой Третьего Рейха.
Через два года состоялся матч-реванш между Коричневым Бомбардировщиком и Максом Шмелингом. Накал страстей был настолько велик, что напутствовал американского бойца на поединок против «нациста» в Белом Доме сам ФДР. Бой 22 июня 1938 года закончился тем, что пресса назвала «унижением Германии». На глазах у 70000 зрителей Джо Луис отправил Шмелинга в нокаут на исходе второй минуты боя.
Мировая карьера немецкого чемпиона завершилась. Несмотря на ряд выступлений после войны, прежней славы и успехов ему уже никогда не удавалось снискать.
Но осенью этого же 1938 года, перестав быть мировым чемпионом, Макс Шмелинг стал «праведником мира». В октябре к Максу обратился его товарищ-еврей Давид Левин с просьбой позаботиться о его сыновьях-подростках, пока сам Левин будет в отъезде.
9-10 октября по всей Германии прокатилась волна погромов, известная как «Хрустальная ночь». Бесстрашный Шмелинг спрятал еврейских пареньков от погромщиков в своей квартире, а затем вывез в безопасное место. Отец ребят узнал об этом спустя много десятилетий, так как Макс взял с ребят обет молчания.
В дальнейшем Шмелинга ожидала служба в вермахте, в элитных парашютных частях под командованием генерала Штудента. В мае 1941 – участие в «Операции «Меркурий» по захвату острова Крит, ранение, месяцы госпиталей, демобилизация.
После войны, несмотря на наличие гитлеровских наград – Нагрудного знака десантника, Железного Креста I класса и нарукавной ленты «За Крит» (об этой награде в российских источниках почему-то не сообщается) союзники не предъявили Шмелингу никаких претензий, и процедуре денацификации не подвергали. Да и не был Макс никогда членом НСДАП, несмотря на неоднократные намеки на необходимость вступления.
Последний раз великий чемпион вышел на ринг в качестве бойца в октябре 1948 года. После этого Шмелинг несколько лет работал рефери в германском боксе, а в 1952 году стал успешным предпринимателем.
С бывшими соперниками Макс поддерживал корректные и товарищеские отношения. Побившему его и лишившему звания чемпиона мира Джо Луису великий немец не раз помогал материально, когда чернокожий атлет оказался «у разбитого корыта». Похороны Brown Bomber’а также оплатил его бывший соперник.
Награды великий чемпион получал не только на войне, но и в дни мира. Его грудь украшает высшая награда ФРГ – крест «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия», союз немецких спортивных журналистов пожизненно объявил его «спортсменом №1 Германии», а покоренная великим немцем Америка присвоила ему звание почетного гражданина Лос-Анджелеса и вручила в 1967 году «Спортивный Оскар».