Должен вам признаться кое в чём. До 2007 года я не задумывался о том, что именно снимал Балабанов в своей жизни. То есть фамилию-то режиссера я знал, какие-то фильмы видел, но как-то не пытался погрузиться полностью в его наследие. Катализатором послужил невероятный фильм «Груз 200». Я его, честно говоря, и до сих пор считаю одним из самых сильных фильмов 21 века. А как он меня поразил в 2007 году, и передать сложно. При этом надо понимать, что это не то кино, которое я стал бы сейчас советовать своим детям. До этой ленты надо так сказать дорасти. Так вот я очень хорошо помню свои ощущения, когда пошли финальные титры. Это был почти что шок. Такого фильма от режиссера «Брата 2» я никак не ожидал.
Нельзя сказать, что я был в восторге или разочарован. Это было странное состояние которое я не испытал от фильмов ни до «Груза» ни после. И есть веские подозрения, что уже никогда не испытаю. Тогда-то я и понял, что хочу полностью изучить всё творчество режиссёра. Хотя слово «творчество» тут, наверное, не очень корректно. Балабанов занимался искусством. И достиг в нём таких вершин, о которых другим нашим современным режиссерам не приходится и мечтать.
Думаю, примерно вы тоже знаете, какие именно фильмы снял Балабанов. Брать раннее творчество, пожалуй, нет смысла. Там есть своя специфика, но как режиссер Алексей Октябринович раскрылся, на мой взгляд, уже в нулевых годах. К слову, вы замечали, какое у него роскошное отчество? Так вот этот свердловский режиссер как снял продолжение «Брата» так дальше каждый раз поднимал планку всё выше.
И «Война», и «Жмурки», и «Мне не больно» удивительные фильмы. Кстати много у кого снимался Никита Сергеевич Михалков в нулевых годах? У Балабанова вот спокойно играл. При этом сам, являясь не просто режиссером к тому времени, а весьма авторитетным режиссером имеющим кучу премий. Но шёл спокойно на съёмочную площадку и делал всё, что говорил Балабанов, который сам был ещё и сценаристом, между прочим.
И возможно в этом и лежит объяснение, почему все фильмы Балабанова смотрятся на одном дыхании. Предположу, что изначально у него складывалась картинка в голове, а дальше ему оставалось только перенести её на экран. Исключениями являются два фильма за его авторством. Он не писал сценарий к «Мне не больно» и к «Морфию». По какой причине он взялся за ленту «Мне не больно» не знаю, но то что «Морфий» он снимал в память о друге Сергее Бодрове это точно. Именно его сценарий он воплотил на экране.
Самый же странный фильм в биографии Балабанова это «Я тоже хочу». Ленту, которую многие не поняли, ожидая как обычно увидеть всё те же мрачные сюжеты и непередаваемую атмосферу. Только вот дело в том, что «Я тоже хочу» надо рассматривать с другой стороны. Это фильм прощание. Видимо к тому времени Алексей Октябринович уже знал, что снимает своё последнее кино. И мне сложно представить, что происходило в его голове в тот момент. В общем-то, успех этого прощания Балабанова точно не интересовал. Ну, какой тут успех, если речь идёт о последнем фильме в карьере и жизни? Скорее ему хотелось что-то оставить после себя другое. Не только мрачный шлейф всех этих жмурок и братьев. А нечто более светлое. Вот только вопрос получилось ли?
Почерк режиссера узнаётся во всех его лентах. И с моей точки зрения это огромный талант делать свои ленты так, что б их можно было безошибочно опознать. Самое же интересное, что Балабанов не снял ни одной проходной ленты. Его внимание к деталям, сюжетной линии и декорациям чувствуется везде.
И вот существует же теория о том, что незаменимых людей нет. Что на место любого режиссера или если смотреть шире творца может прийти кто-то другой. Однако на примере Алексея Октябриновича мне так не кажется. Всегда были и будут глыбы в искусстве, которых никто не сможет затмить. Ведь никто же не пришёл на замену Балабанову? И думаю, что не придёт.
Хотя если посмотреть шире на этот вопрос, то нужен ли нам второй Балабанов? Думается мне, что нет. Он был единственным и неповторимым. Это человек своей эпохи, которая закончилась. И те, кто будут пробовать снимать в его стилистике, неизбежно столкнуться со сравнением. А надо ли это другим режиссерам?
Напоследок скажу, что у меня есть просьба даже не пытаться вспоминать Юрия Быкова. Его уровень даже близко не дотягивает до Балабанова. И мысль, вынесенная мною в заглавие, заключается в том, что сейчас место народного режиссера пустует и, наверное, будет пустовать и дальше. Таких титанов среди молодёжи нет и быть не может. Слишком уж все вокруг стали травоядными.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.