Найти тему
Нижегородский Мечтатель

Жан де Лескун д'Арманьяк – бастард и маршал Франции. Часть 2-ая

Будучи верным слугой наследника короны, Жан де Лескун становиться сначала маршалом (в 1450) а потом и губернатором Дофине – в первый раз 1457-1463 и вторично занимает эту должность с 1472 по 1473 до своей кончины. Кроме этого, до конца жизни он пребывает в должности губернатора Лиона и с 1462-го – Гиени. Обрастает сеньориями – получает титул графа Бриансона в 1464 году – с той самой формулировкой, как оставивший ради короля свое наследство в Гаскони.

Но еще раз – какое наследство, в принципе, могло быть у сына… епископа? При наличии законной ветви рода де Лескун? По сути и диоцез, который занимал Арно Гильом, отец Жана, вряд ли было «наследственным», как это бывало во многих знатных семьях Франции. Ведь родной брат маршала Бастарда д'Арманьяка, другой Жан де Лескун, становится архиепископом Оша (1463-1483), а после смерти брата, по протекции короля Людовика XI, получает еще и аббатство в довесок. Место же их отца - Арно Гильома де Лескуна, занимает кто-то другой.

Герб графов Арманьяк
Герб графов Арманьяк

Куда большой неразгаданной тайной, чем загадочное гасконское наследство удачливого маршала, является его герб – у Жана Бастарда д'Арманьяка их известно два: первый – до 1462 года и второй – после 1462-го. Оба герба … удивительные – вот первый из них, и это ни много ни мало, герб самих графов д'Арманьяк.

Старый герб Арманьяков
Старый герб Арманьяков

Еще Жеро IV (1235-1285) – старший брат Роже, основателя ветви де Терм носил на гербе только одно льва – красного на серебряном фоне. Сын и наследник Жеро - Бернар VI (1270-1319) женившийся на Сесиль, наследнице графа Генриха Родеза, как раз и присоединил к гербу старшей ветви д'Арманьяков – другого льва – графов Родез, золотого на красном фоне.

Лев графов Родез
Лев графов Родез

Логически можно предположить, что у д'Арманьяков де Терм и быть не могло «золотого льва», по довольно простой причине – они не потомки Сесиль Родез. К сожалению, неизвестно (во всяком случае, мне не удалось найти) герба дома де Терм, опять же можно только предполагать, что он должен был представлять собой вариацию старого красного льва д'Арманьяков, скажем, с обрамлением каймой, как знаком младшего дома.

Вот и Тибо Арманьяк де Терм (1407-1457), кузен Жана де Лескуна, законный младший сын, соратник Жанны Д’Арк, довольно известный рыцарь Столетней войны, но герб его остается неизвестным. Сама же законная ветвь баронов де Терм прервалась, по-видимому, после 1500 года, когда упоминается их последний представитель – Жан де Терм.

И каким же образом Жан де Лескун, бастард д'Арманьяк, сын дочери де Термов, мог открыто носить герб старшего рода, когда по существу он не имел никакого права и на ношение «младшего», неизвестного нам герба? Причем ни под каким его видом – даже с пресловутой левой бастардовой перевязью – так как основные знаки герба передавались по мужской линии, а он - д'Арманьяк по женской. Наследовать, что очевидно, он мог только знаки отца – епископа Арно Гильома де Лескуна, но какой герб был и у этой семьи также неизвестно. По-видимому, нам просто неизвестны некие важные обстоятельства, которые были очевидны для его современников.

Современный вид сохранившейся башни замка сеньоров де Терм Арманьяк
Современный вид сохранившейся башни замка сеньоров де Терм Арманьяк

Осмелюсь сделать предположение – это коварная игра короля Людовика XI, задумавшего изничтожить дом д'Арманьяков, просто издевка. Жестокий король, позволив носить законный графский герб, своему верному соратнику незаконного происхождения, унижал последнего полноправного д'Арманьяка – Жана V, за его прегрешения перед королем и церковью. Но вот незадача – незыблемо считается, что маршал де Лескун, не был врагом рода своей матери, более того – насколько это возможно, защищал Жана V перед королем.

В 1461 году Жан де Лескун становится маршалом Франции, а в следующем 1462-ом, получает еще и графство Комменж, его герб видоизменяется, и вот уже тогда на нем появляется черная перевязь бастарда.

-5

Что не снимает вопроса по наличию и в этом гербе знаков старшего дома. И почему левая перевязь пересекает знаки графства Комменж – ведь это «подарок» короля, а не герб «по крови». Скажем, женись некий бастард на девушке законного происхождения знатного рода, он мог бы присоединить ее герб к своему, и перевязь очевидно должна была бы пересекать его личные знаки, но не знаки жены.

Жан де Лескун был женат, скорее всего, единожды - на Маргарите де Салюс, и, вот, кстати, герб ее рода.

-6

К этому времени маршал д'Арманьяк был уже довольно богатым сеньором Франции, по воле короля, благодаря освобождению Аквитании от англичан и тому что дом д'Арманьяков лишался владений – Жан де Лескун получает во владении многочисленные сеньории и на родном юге. «Утраченное» эфемерное наследство, король более чем компенсировал своему маршалу. Но вот законных сыновей он ему дать не мог – и по мужской линии род Жана де Лескуна угас вмести с ним. В браке с Маргаритой де Салюс, у них было три дочери, старшая - Мадлен, Катрин и Антуанетта. Все они выданы замуж за не последних сеньоров и по крайней мере две старших, точно наследуют имущество отца.

Известно и о трех бастардах Жана де Лескуна: это Жанно, Катрин и Жанна – родившиеся в союзе с некоей Мари Сойе (хотя возможно это мать только последнего ребенка). Сын, судя по его имени – Жанно де Малеон и де Казобон, получил от отца как минимум две сеньории, бывшие вассальными по отношению к баронии, вошедшей в состав наследства и приданного Мадлен – старшей законной дочери маршала.

Такова история Жана де Лескуна, Бастарда д'Арманьяка и маршала Франции, одного из самых загадочный незаконнорожденных сыновей французской знати, добившегося феноменального успеха, учитывая его происхождение.

Часть 1-ая