Найти тему
Hello world

Как разговорить ребенка, который перестал делиться с родителями своими проблемами в школе

Оглавление

Многие родители подростков примерно так описывают свое общение с ребенком: «Что ни спроси, все у него «нормально». И самочувствие, и дела в школе, и результаты контрольной. Побудить его к рассказу с подробностями часто не получается. Родители начинают придумывать собственные объяснения флегматичности школьника. Порой одно непонятнее другого. Преподаватели IT-школы Hello world советуют играть в догадки. Лучше найти способы наладить контакт с ребенком.

Нередко дети замыкаются и перестают делиться проблемами с родителями. Фото автора RODNAE Producti Pexels, используется по лицензии Creative Commons
Нередко дети замыкаются и перестают делиться проблемами с родителями. Фото автора RODNAE Producti Pexels, используется по лицензии Creative Commons

Почему дети перестают быть откровенными

Психологи советуют родителям поискать причины в собственном поведении. Ребенок перестает делиться своими проблемами в школе, если утратил доверие к взрослым. Это может случиться:

● после того как он услышал, что вы рассказываете о его откровениях другим родителям и родственникам;

● когда поймет, что за правдивые слова его могут наказать дома;

● если он действительно хочет казаться успешным человеком, у которого все всегда нормально, а значит, не готов признать, что у него есть проблемы;

● когда подросток пытается избавиться от чрезмерной опеки взрослых и установить личные границы.

Исправить ситуацию в случае утраты доверия очень трудно. Сначала нужно попросить прощения за «утечку информации» и пообещать, что это больше не повторится. Или дать слово отныне общаться с ним, как со взрослым.

Как начать беседу с неразговорчивым подростком

Если ребенок явно не склонен вступать с вами в доверительную беседу, придется найти в себе немного артистических данных. И начать общение с того, что именно вас впечатлило сегодня. Важно сделать правильный первый шаг:

  1. Не выдумывать истории специально.
  2. Красочно или в лицах рассказать о реальном событии, чтобы ребенок не усомнился в его правдоподобности.
  3. Подвести итог, сделать вывод или задать подростку наводящий вопрос.

Например: «Представляешь, иду сегодня на работу, а навстречу мне по тротуару – женщина в бахилах. Некоторые оборачиваются, смеются, но ей ничего не говорят. Я подумала, если все будут отмалчиваться, она так и в метро пойдет, а там еще зацепится, упадет.

В общем, извинилась и говорю: «Вы, наверное, из поликлиники идете?» и глазами показываю на бахилы. Женщина тут же их сняла и бросила в урну. «Вы знаете, иду с тяжелого дежурства, ничего не соображаю. Спасибо большое!» А как бы ты поступил на моем месте, сказал бы?»

Не факт, что ребенок тут же пустится в разговоры. Но вполне может быть, что у него были похожие ситуации. Или есть история из школы, которой он хотел бы поделиться, но не находил удобного момента. Своим рассказом вы как раз дадите ему этот повод.

Если ребенок перестал делиться проблемами, то сначала взрослым стоит поискать причину в собственном поведении. Фото автора Karolina Grabowska Pexels, используется по лицензии Creative Commons
Если ребенок перестал делиться проблемами, то сначала взрослым стоит поискать причину в собственном поведении. Фото автора Karolina Grabowska Pexels, используется по лицензии Creative Commons

Какие вопросы задавать

Общаться с ребенком необязательно в специально отведенное время. Это можно делать по дороге в школу, на прогулке с собакой или в процессе совместного приготовления ужина. Главное, подбирать правильные наводящие вопросы. Начинать лучше с закрытых, на которые можно ответить однозначно или одним словом:

  1. Тебя сегодня что-нибудь рассмешило в школе?
  2. Может быть, что-то огорчило?
  3. Ты кому-нибудь сегодня помогал?

Затем перейти к открытым вопросам. То есть таким, которые предполагают более пространные ответы:

  1. Кого бы ты сегодня хотел поблагодарить и за что?
  2. Что из того, что ты сегодня узнал, было самым интересным?
  3. Как бы ты оценил прошедший день по 5-балльной шкале?

Вот еще варианты наводящих вопросов, которые помогут разговорить подростка:

  1. За что бы ты сегодня себя похвалил на месте твоего учителя?
  2. Какое событие дня тебе больше всего понравилось?
  3. Во что вы играли на переменах?
  4. Все ли одноклассники сегодня были в школе?
  5. Кто сегодня чаще других поднимал руку, отвечал на уроках?
  6. Если день прошел на «5», что в нем было самое лучшее? А если на «2» или еще хуже – из-за чего такая оценка?
  7. Что тебя сегодня расстроило больше всего?
  8. Чем с тобой делятся твои одноклассники?

Беседу с ребенком важно не превращать в допрос. Не доминируйте в разговоре, не спрашивайте без остановки. Лучше разберите 1-2 вопроса, но подробно, с живым участием и искренней реакцией на сказанное. Одобрение хороших поступков или утешение в сложных ситуациях – вот что нужно подростку, которого трудно разговорить.

Уважаемые родители, а вы сталкивались с молчаливостью ребенка? Как налаживали общение?

Читайте еще:

Какие курсы помогут школьнику освоить специальность, где зарплата стартует с 80 тыс. рублей
Hello world2 декабря 2021