2 июня 1975 года сотрудники КГБ забрали Александра Юрьевича Мироненко – старшего редактора издательства Министерства гражданской авиации СССР и главного редактора газеты МВО «Красный воин». Сослуживцы и знакомые недоумевали: в чём дело?
В чём провинился перед государством известный и уважаемый человек – ветеран войны, кавалер ордена Славы, член Союза журналистов, переводчик и писатель? Он собирался вскоре издать книгу воспоминаний о войне… Видимо, там нашлось что-то не очень соответствующее официальным догмам?
Никто и представить себе не мог, что вина Александра Мироненко значительно тяжелее несовпадения с мнением цензуры. И провинился он не теперь, а более тридцати лет назад. Но давайте не будем забегать вперед...
Пошёл по стопам отца
Настоящая фамилия Мироненко была – Юхновский. Он был родом из Волынской области. Его отец в годы гражданской был петлюровцем, но после установления советской власти вполне спокойно жил и работал агрономом – в Роменском районе Сумской области. Был на хорошем счету, как грамотный специалист.
На хорошем счету Иван Юхновский был и при новых оккупационных властях: уже в сентябре 1941-го он стал полицаем, а потом и своего 16-летнего сына Александра пристроил на службу к немцам. Юхновский-младший в школе был очень способным учеником, обладал чистым и ровным почерком. Поэтому служил в основном писарем в оккупационной администрации, лишь иногда выходя в оцепление вместе с рядовыми полицаями.
Но в марте 1942 года в Ромны прибыл штаб тайной полевой полиции – GFP (Geheime Feldpolizei,). В апреле Александра Юхновского взяли туда переводчиком. После этого его основной работой стало участие в допросах лиц, подозреваемых в подпольной и партизанской деятельности, а также в оказании помощи партизанам.
Кличку «Лютый» молодой переводчик получил не зря. Он продемонстрировал большое усердие в выбивании показаний из допрашиваемых и расправах над партизанами. Немцы только поощряли такое рвение садиста к службе. В декабре 1942 г. они наградили Алекса Юхновского «Знаком отличия для восточных народов I степени», а в январе 1943-го – месячным путешествием по Германии.
Проявил чудеса изворотливости, чтобы избежать наказания
Но в 1944-м немцам и их пособникам пришлось брать ноги в руки: спасаться от наступающей Красной Армии. В августе 1944-го, во время очередного неорганизованного отступления, 19-летний Александр Юхновский отстал от своей части и попал на территорию, уже освобождённую советскими войсками. Но не растерялся: избавился от немецких документов и прикинулся сиротой.
На призывном пункте юноша назвался Александром Юрьевичем Мироненко (это фамилия его мачехи), и рассказал о том, что его отец погиб на войне, мать – во время авианалёта, а все документы сгорели в разбомбленном доме. Даже дату рождения он назвал другую. Никто не стал разбираться – правду говорит этот парень или нет. Просто сделали ему документы на ту фамилию, что он назвал, и призвали в армию.
Служил бывший полицай в 191-й дивизии, на 2-м Белорусском фронте. Сначала простым бойцом, а потом – писарем при штабе дивизии. Красивый почерк и знание немецкого языка помогли ему и тут получить «тёплое место».
Он был награждён медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Кёнигсберга», «За взятие Берлина», «За победу над Германией». А орден Славы III степени он получил незаконно – пользуясь служебным положением писаря штаба дивизии, подделал документы.
Успешная карьера в журналистике
Во время службы Юхновский писал антифашистские стихи, печатался во фронтовых газетах со статьями, изобличающими оккупантов и ругал нацистов как только возможно. После войны, в 1946 году, его приняли в комсомол. Он продолжал служить до 1951 года, в советской зоне оккупации Германии, – также писарем, журналистом и переводчиком.
В 1952-м женился и поселился в Москве. Работал журналистом, а затем и редактором в нескольких газетах. Переводил произведения иностранных писателей (например, Ярослава Гашека).
Лишь в 1970-х Ибрагим Хатямович Аганин – разведчик, работавший во время войны под прикрытием, случайно увидел Мироненко-Юхновского в московском метро и опознал его. КГБ взял Лютого в разработку, и постепенно собрал на него досье. Помогли и немецкие архивы из ГДР, и показания жителей Украины.
После ареста Юхновский пытался всё отрицать, но под напором улик сознался в службе оккупантам. Упирал на подневольный характер своей службы, юный возраст и «давление со стороны отца-предателя». Но эта линия защиты ему не помогла, и 23 июня 1977 года, после следствия и суда, Александр Юхновский был расстрелян.
С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube. Пишите своё мнение!
А как вы считаете как Юхновскому удалось так долго скрываться от правосудия?